03. Эйнштейн, страница 14Жизнь и эпоха На картине Бена Шана изображены изгнанные из Европы евреи, приехавшие в Америку. В центре — Альберт Эйнштейн со своей падчерицей Марго. RiMl Бегство из Германии Убеждения По образу жизни и мышления семья Эйнштейнов ничем не отличалась от своих немецких соседей. Отец Альберта не был адептом ортодоксального иудаизма, дети не получили религиозного воспитания, принятого в верующих еврейских семьях. Позднее на вопрос раввина, верит ли он в Бога, Эйнштейн отвечал: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей». Религиозное чувство Эйнштейна — это уверенность в рациональном устройстве Вселенной. Национальной идеей Эйнштейн заинтересовался только после 1911 года. Будучи профессором Немецкого университета в Праге, он вступил в еврейский интеллектуальный кружок, где познакомился с идеологией сионизма — движения, ратовавшего за создание еврейского государства в Палестине. Еще одним убеждением ученого был пацифизм. «Европа в своем безумии совершила нечто невероятное. В такое время каждому становится ясно, к сколь жалкой породе принадлежит человек», — писал ученый в годы Первой мировой войны. Пацифистское движение, активным сподвижником которого был Эйнштейн, представляло серьезную преграду на пути немцев к мировому господству. После поражения в войне в Германии усилились националистические и антисемитские настроения. В этой ситуации Эйнштейн пострадал от немецких властей вдвойне: и как еврей, и как антимилитарист. Травля В 1920-е годы в Берлине началась кампания против Эйнштейна, который был в то время действительным членом Прусской академии наук. Выступления и нападки ученых-антисемитов велись под благовидным предлогом критики теории относительности. Эйнштейна обвиняли в плагиате, саморекламе и науч- i Гитлер приветствует членов НСДАП.
|