07. Чаплин, страница 12

07. Чаплин, страница 12

Жизнь и эпоха

Версия

КАК ЧАПЛИН ЧУТЬ НЕ ПОГИБ В ЯПОНИИ

Чаплин впервые приехал в Японию 14 мая 1932 года вместе со своим старшим братом Сиднеем и секретарем-японцем Тораиси Коно. На следующий день там произошла попытка государственного переворота: группа молодых офицеров застрелила премьер-министра Цуёси Инукаи. Между тем глава правительства пригласил Чаплина 16 мая к себе на чайную церемонию. Выяснилось, что заговорщики вначале собирались убить не только премьер-министра, но и Чаплина, рассчитывая таким путем развязать войну между Японией и США. К счастью, в последний момент они передумали, рассудив, что убийство комика — пусть и очень популярного — вряд ли сможет послужить поводом к началу войны.

В день покушения, 15 мая, Чаплин вместе с сыном премьер-министра был на соревнова

ниях по борьбе сумо. Именно здесь их застала весть об убийстве премьер-министра. Чаплин захотел немедленно покинуть Японию, однако его японский секретарь уговорил актера не спешить с отъездом. После этого Чаплин посетил театр кабуки. По его словам, представление «оказалось намного интереснее, чем я мог ожидать». Затем он побывал в универмаге Ниомбаси, где попробовал креветки с японским острым соусом «темпура». Они так понравились актеру, что он начал заказывать эти креветки каждый день. В газетах Чаплина даже стали называть «человеком-темпурой». Сами же японские рестораны с их вышколенными официантами подсказали ему позже образ «машин для еды», использованный в фильме «Новые времена». Человеку, попавшему в их «лапы», оставалось лишь открывать рот.

Как менялся образ Чарли

Смех сквозь слезы

«Эпоха Кистоун»ознаменовалась прежде всего рождением образа Чарли. Тогда же Чаплин достиг того уровня мастерства, которым отмечены все его последующие работы.

При этом его не устраивал стиль «кинстоун-ской» буффонады. Актер не хотел только смешить, а думал над тем, как обогатить образ своего Чарли. И ответ на этот вопрос пришел во время съемок фильма «Новый привратник».

В этой постановке Чаплин играет человека, которого хозяин, по сценарию, собирается выкинуть с работы. Но у привратника много детей, и он очень не хочет потерять свое место. Глядя на то, как играет Чаплин, одна старая актриса по имени Дороти Дэвенпорт разрыдалась.

«Я знаю, что вы хотите меня рассмешить, но мне почему-то хочется плакать», — сказала она молодому актеру. И Чаплин понял, что находится на верном пути. С тех пор его герой всегда заставлял зрителей не только хохотать, нв) и плакать. И кто знает, сумел бы Чаплин без невольной подсказки старой актрисы создать свой уникальный мир кинообразов, исполненных пафоса...

В1914 году Чаплин, расставшись с Сеннеттом, подписал контракт с чикагской студией «Эс-

^ В фильме Чаплина «Малыш» (1921) рассказывается о том, как бродяга подобрал брошенного ребенка, и со временем они полюбили друг друга.

сеней». Теперь его жалование составляло 1250 долларов в неделю, то есть выросло за период его работы в «Кистоун» в десять раз. За время, проведенное на этой студии, он научился все делать сам — от сценария до постановки. Но самое главное: он нашел свою уникальную манеру игры.

Фильмы Чаплина всегда были неожиданны по теме и всегда успешны. В апреле 1915 года после картины «Первая любовь Чарли» кинокомпании начали настоящую битву за актера. Победившая в ней компания «Мьючуал» стала платить Чаплину 10 ООО долларов в неделю плюс единовременное вознаграждение в размере 150 ООО долларов. Спустя еще два года он подписал 17-летний контракт с кинокомпанией «Ферст Нейшнл», став самым высокооплачиваемым актером в истории немого кино.

При каждом новом его контракте повышались ставка актера и размер единовременного

Чаплин с третьей женой — Полеттой Годдар. Когда они поженились, Чаплину исполнилось 47, а Полетте — 25 лет.