07. Чаплин, страница 15

07. Чаплин, страница 15

Чарли Чаплин

Версия

РУССКИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЧАПЛИНА

Искусство Чаплина, быстро став всемирным достоянием, существенно повлияло на развитие комедийного жанра в других странах. В России также появился замечательный комик — Игорь Ильинский. Его можно с полным правом считать последователем Чаплина — и вовсе не потому, что он Чаплину подражал. Как раз напротив: молодой комик, проснувшийся знаменитым после фильма «Закройщик из Торжка» (1925), склонен был идти своим собственным путем. Сближала его с Чаплином прежде всего нелюбовь к буффонаде ради буффонады. Ильинский тоже стремился показывать человеческие характеры, а не заниматься простым трюкачеством.

Однако условия Советской России и мягкий характер самого Игоря Владими

ровича не позволили ему создать свою маску, подобную чаплинскому Чарли. «Закройщик из Торжка» оказался первым и последним фильмом, сценарий которого был написан специально под Ильинского. Затем его талант комика главным образом эксплуатировался: многим режиссерам Ильинский был нужен, чтобы обеспечить коммерческий успех их фильмам.

Поэтому вряд ли случайно, что после очередного успеха в «Празднике святого Йоргена» (1930) Ильинский почти перестал сниматься в кино. Возвращался он редко, но метко: в комедиях «Волга-Волга» (1938) и «Карнавальная ночь» (1956) Ильинский играл блистательно. И в этом тоже проявляется его сходство с Чаплином: он нашел себя и в звуковом кино.

I

выпущенный на экраны в 1928 году и принесший Чаплину премию «Оскар».

«Я не спешил переходить к звуковым фильмам потому, что это положило бы конец существованию моего экранного персонажа, "бродяги Чарли", — писал Чаплин. — Многие актеры полагали, что появление звукового кино открывает перед ними новые возможности, но только не я. Я понимал, что в тот момент, когда мой бродяга произнесет с экрана свое первое слово, он навсегда перестанет быть таким, каким оставался все это долгое время, и хотел оттянуть прощание со своим героем».

Таким образом, Чаплин отдавал себе отчет в том, что его «бродяга Чарли» может существовать только в рамках немого кино, и упорно не хотел переходить к звуковым фильмам. «Я несмотря ни на что буду продолжать снимать немые картины», — упрямо повторял Чаплин и снял в 1931 году свой очередной шедевр с «бродягой Чарли» — фильм «Огни большого города». В этой картине Чаплин впервые выступил как композитор: возможности звукового кино он решил использовать для того, чтобы передать чувства своего героя с помощью романтической, эмоциональной музыки. Хотя 90 процентов выпускаемых в Голливуде кар-

► «Великий диктатор» (1940) — первый и единственный фильм того времени, открыто критикующий Гитлера. В нем Чаплин впервые заговорил с экрана, протестуя против войны.

тин стали звуковыми, немое кино продолжало пользоваться популярностью и по-прежнему приносило большие доходы. Благодаря фильму «Огни большого города» Чаплин познакомился с Альбертом Эйнштейном, разыскавшим актера для того, чтобы выразить ему свое восхищение.

И все же будущее принадлежало звуковому кино. В конце концов, это был вынужден признать и Чаплин. В 1936 году на звуковой дорожке снятого пятью годами ранее фильма «Новые времена» прозвучали первые произнесенные Чаплином с экрана слова. Точнее, это была песня на невнятном наречии, не имевшая значения в общем контексте фильма. Первые значимые слова Чаплин произнес в фильме «Великий диктатор», снятом в 1940 году. Здесь зрители услышали, как Чарли произносит в последней сцене целую речь. Так бывший «великий немой» прощался со своим прошлым.

▼ Сидней, старший брат Чаплина, стал его менеджером и ближайшим помощником. Прежде он был актером и в свое время привел брата в труппу Карно. Не случись этого, Чарли мог никогда не стать королем комедии.