07. Чаплин, страница 27

07. Чаплин, страница 27

Чарли Чаплин

I

Чаплин и японские комиксы

Осаму Тезука (1928—1989)

Осаму Тезука родился в Осаке 3 ноября 1928 года. Свои комиксы — «манги» — он начал рисовать еще в детстве, а в 1946 году снял по их мотивам мультипликационный фильм «Дневник Ма-чан». В следующем году он выпустил «Новый остров сокровищ», разошедшийся в количестве 400 000 копий. В 1950 году режиссер создал манги «Император джунглей» и «Капитан Атом» (впоследствии «Астробой»). В 1953 году Осаму Тезука начал свою серию манг для девочек «Принцесса-рыцарь». Он придумал совершенно новый тип комикса, превратив его в привлекательный и необычный жанр искусства.

Вклад Тезуки в развитие мультипликации трудно переоценить. В 1961 году он основал собственную кинокомпанию,

где снял «Историю уличного перекрестка», а затем выпустил первый японский телевизионный мультфильм «Астробой» и цветной фильм «Император джунглей». Эти ленты, как и ряд последующих работ Тезуки, получили широкое признание во всем мире. Манги Тезуки нашли поклонников не только в Японии, но и во многих других странах Азии, Европы и Америки.

Огромное влияние на Осаму Тезуку оказали фильмы Чаплина. Тезука отмечал, что американский комик первым сумел достоверно показать на экране, как человек ест, спит и живет. Отвечая на вопрос: «Как вам удается создавать манги, не подвластные времени?», японский мастер сказал: «Я смотрю фильмы Чаплина. В них есть все, что необходимо для художника».

Странные встречи двух гениев

Вацлав Нижинский (1889—1950)

В конце 1910-х годов студию Чаплина посещали многие известные артисты. Знаменитый русский танцовщик Вацлав Нижинский дважды приходил к Чаплину и, вставая позади камеры, с невозмутимым взглядом наблюдал за происходящим. Все кругом смеялись, кроме Нижинского. При втором его посещении Чаплин вообще не смог работать. Тогда Нижинский, поблагодарив за полученное удовольствие, пригласил актера в театр.

Так Чаплин впервые побывал на спектакле русской балетной труппы и был очарован. «Он, безусловно, гений», — сказал Чаплин о Нижинском. В антракте Чаплин зашел в гримерную к Нижинскому, но разговор у них не получился. Говорил в основном Нижинский, продолжая гримироваться к следующему выходу: он задавал Чаплину один за другим вопросы; тот коротко отвечал, после чего в комнате на какое-то время повисало молчание. Наконец, Нижинского позвали на сцену. Однако танцор, не обращая внимания на помощника режиссера, продолжал расспрашивать Чаплина о фильмах. Несколько раз Чаплин пытался попрощаться и уйти, но Нижинский отвечал: «Все в порядке. Мне доставляет большое удовольствие видеть вас здесь». Он не поднялся с места даже, когда оркестр заиграл увертюру. Спустя шесть месяцев у Нижинского обнаружили нервное расстройство. Узнав об этом, Чаплин понял, наконец, причину странного поведения Нижинского во время их встреч.

Родители Нижинского, сами бывшие балетные танцоры, отдали его в Императорскую балетную школу в Санкт-Петербурге. На сцене Нижинский поражал всех своими невероятно высокими прыжками и эмоциональной манерой танца. В 1912 году он попробовал себя в качестве хореографа, поставив нарушавший все принципы классического танца балет «Полуденный отдых фавна». Он был очень высокого мнения о Чаплине, сказав, что «его комедии напоминают балет». В свою очередь, тот однажды, в фильме «Солнечная сторона» (1919), попытался имитировать танцевальную манеру Нижинского.