13. Зигмунд Фрейд, страница 29

13. Зигмунд Фрейд, страница 29
Зигмунд Фрейд

ся в Швейцарию, Германию и США и стал видным художественным направлением XX века. К числу сюрреалистов относились Макс Эрнст, Рене Магритт и Сальвадор Дали.

Отношение Фрейда к сюрреализму было неоднозначным. В одном из писем он писал, что сюрреалисты действительно являются его страстными последователями, но совершают при этом целый ряд ошибок. Основное различие между Фрейдом и сюрреалистами заключается в том, что он выносил бессознательное на первый план для того, чтобы лечить или изучать его, в то время как в сюрреализме бессознательное никогда не трактовалось рационально и выставлялось напоказ в чистом виде, чтобы обогатить художественный мир новыми средствами выражения.

Такова уж судьба творческого наследия Фрейда: он изучал мутные потоки человеческого сознания, чтобы очистить их. Его последователи в области искусства эту «муть» просто эстетизировали.

Отказ от идеи сексуальности

Никто не может отрицать, что работы Фрейда имели огромное влияние на последующее развитие психиатрии и психологии, однако нельзя сказать, что эти науки развились именно так, как этого ему хотелось.

Исходный тезис фрейдизма о либидо как причине душевных расстройств и основной движущей человека силе большинство современных ученых либо ограничивают, либо отвергают полностью.

Статуя Моисея работы Микеланджело. Фрейд, восхищенный этим произведением, исследовал творчество великого итальянца с точки зрения психоанализа.

► Ирландский писатель Джеймс Джойс испытал сильное влияние идей Фрейда.

шш