15. Че Гевара, страница 27Че Гевара Вождь крестьянского движения в Мексике Панчо Вилья (1877—1923) Мексиканский герой Панчо Вилья (настоящее имя — Доротео Аранго) родился в 1877 году в крестьянской семье на севере Мексики. С юных лет он отличался неистовым темпераментом и в 16 лет выстрелил в своего помещика, оскорбившего его старшую сестру. После этого Доротео скрылся в горах и стал бандитом, приняв имя «Франсиско Вилья» (Панчо — уменьшительная форма имени «Франсиско»). В 1910 году он принял участие в Мексиканской революции, наряду с Эмилиано Сапатой возглавив крестьянское движение. Они выступали за передачу крестьянам всей земли за небольшой выкуп и этим привлекли в свои отряды большое количество крестьян. Отряды Вильи и Сапаты несколько раз вступали в столицу Мексики, ведя борьбу с ее законными и незаконными президентами. Вилья долгое время руководил партизанской борьбой на севере страны. Он умело проводил тактику выжженной земли и за это получил прозвище «Наполеон»: Вилья постепенно изматывал противника, а затем наносил ему неожиданные удары. При этом он никогда не отсиживался в тылу, но всегда сам сражался в первых рядах. По ходу революции США неоднократно организовывали вторжения в Мексику, и Вилья предпринимал ответные рейды на американскую территорию. Наиболее известен захват им в марте 1916 года американского города Колумбуса. После поражения революции он отошел от политики и в 1923 году был убит — возможно, по указке тех, кто боялся этого непредсказуемого человека. Живя в Мексике, Гевара слышал много историй о легендарном Вилье, обращая внимание на то, как именно тот вел партизанскую борьбу. На Кубе Че старался использовать подобную же тактику. Гевара стал в будущем теоретиком партизанской борьбы, подробно описав все стороны партизанского быта и тактики борьбы с превосходящими силами противника. В этом тоже можно увидеть влияние Вильи. Мао и маоизм Мао Цзэдун (1893—1976) Гевара первоначально восхищался Советским Союзом. Ему страстно хотелось посетить первую в мире страну, где к власти пришли коммунисты. Однако знакомство с родиной «реального социализма» разочаровало его: СССР показался ему страной обюрократившейся и обуржуазившейся, изменившей подлинным идеалам социализма. Неприятен ему был и диктат Советского Союза по отношению к прочим социалистическим и развивающимся странам. Имея смутное представление о реальном экономическом положении СССР, Гевара полагал, что могучая социалистическая страна должна оказывать развивающимся странам неограниченную материальную поддержку, не задумываясь об экономической выгоде. С этой точки зрения, более привлекательным выглядел китайский опыт построения социализма. Осенью 1960 года, когда Гевара посетил Китай и встретился с Мао Цзэдуном, в этой стране осуществлялся «большой скачок», то есть попытка осуществить индустриализацию страны, игнорируя рыночные законы. Внешне все это выглядело грандиозно, «революционно», но имело тяжелые последствия для развития страны. Вскоре Мао подверг резкой критике «советский ревизионизм», обвинив русских коммунистов в отходе от истинного, револю ционного марксизма. Это породило так называемый «маоизм», получивший значительное распространение среди тех коммунистов, кому советский опыт строительства социализма казался неудачным. Для Че Гевары, интересовавшегося истоками марксизма — ранним Марксом, ранним Лениным, — маоизм был ближе, чем «марксизм-ленинизм» советского образца. |