25. Адольф Гитлер, страница 24

25. Адольф Гитлер, страница 24
Исторические параллели
Фашисты и их враги

В истоках теории и практики нацизма лежала ненависть, и потому отношение к нему было соответствующим. Некоторые люди пытались оставаться вне политики, но зачастую это приводило к печальным для них последствиям.

Создательница «фашистской эстетики» Лени Рифеншталь (1902—2003)

Венецианский кинофестиваль 1938 года стал звездным часом для Лени Рифеншталь. В возрасте 36 лет она сняла фильм «Олимпия» о берлинской Олимпиаде и получила за него приз Муссолини.

Рифеншталь дебютировала в кино в 1926 году как актриса, снявшись в фильме «Священная гора». В тридцать лет она с успехом выступила в роли режиссера, создав свой первый фильм «Голубой свет». Один из друзей пригласил ее послушать выступление Гитлера, и оно настолько поразило Рифеншталь, что она написала фюреру письмо. Гитлер ответил популярной актрисе, после чего произошла их встреча.

В 1934 году Гитлер попросил ее снять фильм о съезде нацистской партии в Нюрнберге. Вначале Рифеншталь отказывалась, поскольку ее мало интересовала политика, но Гитлер упросил ее «подарить 6 часов вашей жизни». Она согласилась с условием, что ее не заставят впредь снимать политические картины. Съемочная группа из 170 человек работала над фильмом «Триумф воли» в течение 5 месяцев. Этот фильм получил очень высокую оценку. Позже Лени стала знаменитой благодаря снятому — также по заказу Гитлера — фильму «Олимпия».

После войны Рифеншталь арестовали за пособничество нацизму, и она три года провела в лагерях для интернированных. В конце концов, ее признали «попутчицей» и освободили, но за сотрудничество с нацистами продолжали бойкотировать во всем мире. Кроме того, пошли слухи о ее скандальной связи с Гитлером и Геббельсом. Рифеншталь пыталась оправдаться, утверждая, что не ведала о том, что в действительности творилось в Германии при фашистах: «Я в самом деле верила Гитлеру, поскольку считала, что будет лучше, если мы все последуем за ним. Я ничего не знала о том, что он вовлечен в грязную деятельность».

Всю оставшуюся жизнь Рифеншталь пыталась доказать свою непричастность к нацизму. Она говорила, что ее при создании профашистских фильмов интересовала чисто техническая сторона дела, а не конкретное содержание идей. Она снимала документальное кино, занималась профессиональной фотосъемкой, вела активный образ жизни, ныряя с аквалангом в возрасте 90(!) лет, но все равно умерла в возрасте 101 года с клеймом «нацистки».