26. Будда, страница 18

26. Будда, страница 18

Жизнь и эпоха

Уход в нирвану

Будда-проповедник

Будда, достигший нирваны в 35 лет, остался среди людей и продолжал проповедническую деятельность. Длилась она 45 лет. По легенде, в первый же год его проповедей две тысячи человек оставили свои дома и последовали за ним. С каждым годом сан-гха росла, достигнув нескольких тысяч. Где бы она ни странствовала, ей везде предлагали кров и пищу. Если подарки принимались, дарящие были счастливы.

Сохранилось немало притч, рассказывающих, как именно Будда убеждал в своей правоте сомневающихся. Главным для него было — всегда оставаться самим собой. Вот, например, его диалог с одним из учеников:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

— Если тебя ударит упавшая с дерева сухая ветка, что ты будешь делать?

— Что я буду делать? Но это же случайность, простое совпадение...

— Так делай то же самое! Кто-то в безумном гневе ударил тебя. Это все равно, что ветка с дерева упала.... Пусть это тебя не тревожит! Просто иди своим путем, будто ничего и не случилось.

► Остатки буддистского святилища в восточной Японии.

Китайский буддистский монах Сюань Цзан во время своих странствий.

Версия

СРЕДИННЫЙ ПУТЬ

Следовать учению Будды то же самое, что ступить на Благородный срединный путь. «Срединный» не значит «неопределенный»: это путь избегания крайностей. Вот как об этом рассказывает буддистская притча о царевиче Шраване. Тот жил в роскошном дворце, проводя время в наслаждениях. Однажды Шраван узнал, что в его город пришел сам Будда, и решил стать его последователем. Пораженные ученики спросили Шакья-муни, чем он привлек Шравана к сангхе. Будда ответил: «Вы удивлены, потому что не знаете законов мышления. Шраван не делает ничего нового. Он сходил с ума, утопая в богатстве, а теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остается — ив этом все дело». Став монахом, царевич исступленно занялся самоистязаниями: ел через

день, медитировал под палящим солнцем, ходил нагим. Так прошло полгода. Однажды Будда, знавший, что Шраван умеет искусно играть на ситаре, спросил его: «Что будет, если на ситаре ослабить струны?» — «Никакой музыки не получится», — ответил ученик.— «А если натянуть их слишком сильно?» — «Тоже нет. Натяжение струн должно быть средним. Тогда играть легко, но настроить инструмент может только мастер». — «Это я и хочу сказать тебе. Музыка, которую ты хочешь извлечь из себя, зазвучит лишь, когда струны не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Будь мастером и знай, что чрезмерное напряжение силы переходит в усталость, а чрезмерное расслабление — в вялость. Приведи себя в равновесие — только так ты достигнешь цели».

И такие в общем-то простые примеры оказывались весьма доходчивыми...

Происки Девадатты

Последователями Будды стали не только сын Рахула и жена Яходшара, но и двоюродный брат Девадатта. За восемь лет до смерти Будды произошел раскол в сангхе. Зачинщиком смуты явился Девадатта. Увидев, что силы покидают Будду, он потребовал, чтобы старший брат передал ему руководство общиной.

Эти замыслы, согласно преданию, Девадатта вынашивал давно. Однажды во время проповеди он скатил на Будду огромный камень, но тот, ударившись о скалу, раскололся надвое и упал по обе стороны от Будды, не причинив ему вреда.

Затем Девадатта подпоил слона Налагири и натравил его на Будду. Рассвирепевшее животное бросилось вперед. Один из учеников хотел было загородить ему дорогу, но это не понадобилось. Будда пристально взглянул на слона, и зверь, подойдя к Шакьямуни, опустился к его ногам. Будда, погладив его по лбу, отправился дальше своим путем.

Поддержавшие Девадатту 500 членов сан-гхи в конце концов раскаялись и вернулись к Будде. Раскаялся затем будто бы и сам Девадатта, но прощать его — в отличие от всепрощавшего Будды — буддистская традиция не пожелала: согласно преданию, земля под ним разверзлась и поглотила грешника. В аду ему суждено провести 100 тысяч кальп, то есть немыслимо громадный срок.

Смерть Будды

Умер Будда в местечке Кушинагар, на территории современного Непала. Бедняк по