26. Будда, страница 19

26. Будда, страница 19

Будда

Библиотека мемуаров

ШЕСТЬ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Будда учил, что путь к просветлению начинается с осознания непостоянства мира и обуздания собственного ума, омраченного иллюзорными образами: сознание человека подобно слону, которого погоняет обезьяна. Бхикшу (ученик) должен взращивать в себе шесть добродетелей — сострадание, нравственность, терпение, мужество, сосредоточенность и мудрость. Так он достигнет ясности сознания и сумеет идти Восьмеричным путем.

Будда, говоря о преходящей природе всего сущего, не делал исключения

и для собственного Учения. Он сравнивал его с плотом, при помощи которого человек перебирается через реку. Стоит ли человеку, очутившемуся на том берегу, где ему больше не грозит опасность, оставить плот или он должен взвалить его на плечи и нести с собой? Ответ очевиден. «Точно так же, о ученики, — говорил Будда, — предлагаю я и вам мое Учение — именно как средство к освобождению, но не как постоянную собственность... Дхарма должна быть оставлена вами, когда вы переберетесь на берег нирваны».

имени Чунда, пригласивший его в свой дом, приготовил скромное угощение из грибов кукармутта (по другой версии, из свинины), которые иногда бывают ядовитыми. Будда понял, что есть их нельзя, но не стал огорчать хозяина и съел предложенное ему кушанье. Вернувшись к ученикам, он сказал: «Это исключительный человек. Первую пищу дала мне мать, когда я вступил в этот мир, вторую — Суджата, когда я победил карму, и третью он, помогая мне вступить в иной мир. Вы должны почитать его». Ученики были поражены этими словами: им-то хотелось убить Чунду! Но Будда продолжал: «Делайте, как я говорю. Даже если Будде дали яд, из него должна выйти любовь». Последними его словами было: «Ничто не вечно! Ревностно стремитесь достичь совершенства!» Тело Будды было предано огню. Впоследствии пепел разделили на несколько частей и захоронили в тех странах, где распространился буддизм. В местах захоронений сооружались особые памятники — ступы.

Послесловие

Лежащий на боку Будда достигает нирваны.

вое знание или новую веру, творит чудеса, собирает вокруг себя общину (монастырь). При жизни ему приходится пережить трения с родными, предательство учеников, а затем его «настигает» посмертное, более или менее широкое, признание. В эту общую схему вписываются жизнеописания как современника Будды мудреца Вардхаманы, основоположника джайнизма, так и многих христианских святых. Это сближение совсем не случайно, поскольку Будда, как ни странно, попал в их число: в частности, в православной традиции память «Иоасафа, царевича индийского» отмечается 19 ноября.

Как бы то ни было, учение Будды изначально не было религией. Таковой его сделали многочисленные последователи этого проповедника. Но если бы случилось иное, мы бы ничего не знали о Будде.

Все сведения о жизни Будды носят легендарный характер и даются со слов его последователей. В этих рассказах передается буддистский взгляд на обстоятельства жизни этого человека. В них, как и во всех апологетических сочинениях, рисуется благостная картина пути создателя новой веры. Но если на изложенные в этих сочинениях факты взглянуть непредвзято, то можно заметить, что они имеют значи-$ тельное сходство с житиями людей, признанных в других религиозных системах «святыми» и даже «богами».

Человек уединяется от мира сего, старательно умерщвляет свою плоть и, наконец, открывает истину (вариант: получает божественное откровение), после чего пускается проповедовать но-

< Ступа в храме Ват Пратат Харинпунчай в таиландском городе Ламфуне.