26. Будда, страница 21

26. Будда, страница 21

Будда

«На суждения о добре и зле я смотрю, как на змеиный танец дракона, а на подъем и падение вероучений — как на следы времен года»

дей. Их особенность — в том, что протестующие совершают акт насилия над собой, а не над другими людьми — в отличие от террористов.

В XX веке проблемы войны и мира стали очень актуальными для буддистов — особенно после бегства далай-ламы из Тибета в 1959 году. Буддисты пытаются переосмыслить древние тексты в свете изменений современной эпохи — например, строки из «Дхаммапады», одной из древнейших буддистских книг: «Победа порождает ненависть; по-Ч бежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения». Нередко цитируются строки замечательного индийского поэта VIII века — монаха Шантидевы:

«Нет зла страшнее ненависти и нет подвижничества превыше терпения. И потому усердно подвизайся в терпении, прибегая к многообразным методам». И далее: «Ум не познает покоя, не найдет ни счастья, ни радости. Сна лишится, утратит стойкость, если иглы гнева терзают сердце».

Кому-то эти простые слова покажутся наивными, однако не стоит забывать, что за ни

ми скрывается целый комплекс философских догм и построений. И в них — предостережение от крайностей, в том числе и от актов самосожжения.

Сейчас в мировом буддистском антивоенном движении имеется несколько основных направлений. Первое, «морально-нравственное», подчеркивает приоритет духовного развития человека над социально-политическими проблемами, делая упор на пропаганде - буддизма. Более активную позицию занимает международная организация «Азиатская буддистская конференция за мир», пытающаяся наладить диалог с политиками. Но среди буддистских монахов наиболее распространен «кармический» подход. О нем редко говорят в открытых дискуссиях, не желая спровоцировать недовольство последователей других конфессий. На взгляд его сторонников, человечество деградирует вследствие падения нравов и утраты веры. Это, в свою очередь, является результатом развития капитализма и материализма. Поскольку карма общества или страны в целом складывается из карм отдельных индивидов, то «развитые» — читай, западные! — страны формируют себе плохую карму и обрекают себя на гибель, в то время как «отсталые» страны Азии и Африки имеют еще шанс на спасение.

< Самосожжение Куанг Дука.

Проповедь буддизма Объединяет все эти течения идея пропаганды сангхи. С их точки зрения, вступление в буддистскую общину выводит человека на Срединный путь, воспитывает в нем нравственность и формирует благоприятную карму.

ЕЛ