26. Будда, страница 26

26. Будда, страница 26

I

Исторические параллели

Венецианский путешественник

Марко Поло (около 1257—1324)

Марко Поло первым из европейцев, побывавших и долго проживших в Китае, оставил воспоминания о своем путешествии. Очень интересен его рассказ о жизни Будды, услышанный им на Шри-Ланке (Цейлоне).

«Сергамон», по словам Марко Поло, будучи царским сыном, категорически не желал наследовать отчий престол, и, чтобы заставить сына полюбить все мирское, отец поселил его «в прекрасном дворце, а в услужение приставил тридцать тысяч красивых да милых девиц; мужчин там не было, одни девы; они укладывали его в постель, служили ему за столом, по целым дням были с ним, пели ему, плясали перед ним и как умели потешали его по царскому приказу; но и они не могли сделать царевича сластолюбивым; остался он целомудренным и жил строже прежнего».

Затем царевич увидел два знамения (мертвеца и старика), после чего «ушел он из дворца и от отца в высокие и пустынные горы и прожил там всю жизнь честно и целомудренно, в великом воздержании; будь он христианин, то стал бы великим святым у Господа нашего Иисуса Христа. Как умер царевич, принесли его к отцу, и, нечего спрашивать, увидел тот сына, которого он любил больше самого себя, мертвым и сильно огорчился. Много он его оплакивал, а потом приказал сделать образ и подобие сына из золота с драгоценными камнями, и велел он всем в своей стране почитать его за бога и молиться ему.

Рассказывают, что умирал царевич восемьдесят четыре раза; в первый раз по смерти, говорят, сделался он быком; умер еще раз и стал конем... За лучшего и за самого большого бога из всех своих почитают его язычники».

Как известно, «пожелание» Марко Поло сбылось: в конце XVI века Будда стал католическим святым под именем «Иоасафата».

Учение Будды проникло в Японию в 538 году из Кореи. Его поклонником стал влиятельный политик Сога, в этом же духе воспитавший своего сына Умаядо. В 592 году Сога захватил власть и посадил на престоле императрицу Суйко, сделав своего сына регентом.

Уже в юности Сётоку (таково его посмертное имя, означающее «Совершенномудрый») проявлял способным политиком. Он провел ряд реформ, укрепивших центральную власть в стране. В 603 году Сётоку ввел на китайский манер табель о рангах и календарь, наладил транспортную сеть и написал первые японские исторические хроники, до наших дней не дошедшие. Он же первым в одном из писем японского посольства в Китае назвал свою землю «Нихон» — «страной восходящего солнца».

Сётоку глубоко интересовался китайским буддизмом, способствовал его распространению у себя на родине и воздвиг 46 храмов в честь Будды. Наиболее величественным из них является Хорюдзи, построенный в его имении Икаруге, куда он удалился в конце жизни.

Деятельность Сётоку оказала огромное влияние на формирование оригинальной японской культуры и философии. Неудивительно, что и по сей день он очень почитается у японских буддистов. В его честь названа буддистская школа «Сётоку-сю».

--

Последователь буддизма в Японии

Тайси Сётоку (574—622)

шп