26. Будда, страница 27

26. Будда, страница 27

Будда

Грек-буддист

Менандр (Милинда) (II век до н. э.)

Царь Милинда (так передается на языке пали имя «Менандр») был одним из правителей Греко-Бактрийского царства, возникшего после распада державы Александра Македонского. Оно существовало в III—II веках до н. э. на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Афганистана и Пакистана. Находившиеся у власти греки строили там типичные для культуры эллинизма города. Тем не менее, Менандр не просто заинтересовался буддизмом, но стал поклонником этого учения.

Услышав о знаменитом буддистском монахе Нагасене, он пригласил мудреца во дворец и принялся задавать ему вопросы, давно интересовавшие его: о сути человека, о добре и зле, о просветлении. В ответ Нагасена раскрыл греческому правителю учение Будды.

Беседы царя и монаха — пример контакта западного и восточного типов мышления. Менандр просил точных ответов, но Нагасена показывал ему невозможность свести буддистские концепции к определениям типа «А=Б». Например, на вопрос, что такое нирвана, монах отвечал: «Нирвана ни с чем не сопоставима, государь! Поэтому невозможно описать ни ее очертаний, ни облика, ни возраста, ни размеров, исходя из какого бы то ни было сравнения, довода, причины или основания. Но у нирваны есть одно общее свойство с лотосом, с водою — два свойства, с противоядием — три, с океаном — четыре, с пищей — пять, с пространством — десять, с драгоценным самоцветом — три, с красным сандалом — три, с пенкой на растопленном масле — три, с горной вершиной — пять общих свойств... Общее свойство у нирваны с лотосом таково: как лотос водою не запятнан, так же нирвана ни одним аффектом не запятнана...».

Рассуждая таким образом, монах сумел преодолеть узкопонятийное мышление царя и обратил его в буддизм. Диалоги Милинды и Нагасены изложены в литературном памятнике «Милинда-паньха» (Вопросы Милинды).

с-

Лидер Тибета

Далай-лама XIV (род. 1935)

В 1949 году Тибет провозгласил свою независимость, но в 1950 году туда вторглась армия недавно образованной Китайской Народной Республики и под лозунгами воссоединения двух государств восстановила власть Китая над этой страной.

Сопротивление китайским коммунистам возглавил духовный и политический лидер Тибета далай-лама Х1\/Тэнцзин Гьяцо, возглавивший страну в 16 лет. Это привело к разрушению многих буддистских храмов и расправам над противниками нового Китая. Далай-лама в 1959 году принял решение вместе с группой последователей уйти в Индию. Совершив тяжелейший переход через Гималаи, беглецы сформировали в деревне Дхарамсала на севере Индии Тибетское правительство в изгнании.

Институт далай-лам возник в начале XVI века. Считается, что далай-лама — земное воплощение бодхисатвы сострадания. Нынешний далай-лама, родившийся в маленькой деревушке на северо-востоке Тибета, в два года был признан реинкарнацией далай-ламы XIII и получил имя Тэнцзин Гьяцо.

Вот уже много лет далай-лама XIV воззваниями, письмами, выступлениями по всему миру ищет путь к ненасильственному и взаимоприемлемому соглашению с Китаем по поводу предоставления Тибету автономии. За свою деятельность Тэнцзин Гьяцо в 1989 году был удостоен Нобелевской премии мира. Он продолжает неустанно трудиться на благо своей оставленной родины и всего человечества.