26. Будда, страница 30

26. Будда, страница 30

Итоги

< Огромные статуи Будды в афганском Бамьяне были разрушены талибами, местными исламскими экстремистами.

«Северный» буддизм

Буддизм распространялся также по Великому шелковому пути. Именно так эта вера проникла в Китай. Роль посредника сыграла область Гандхара в северной части современного Пакистана, где впервые — примерно в I—II веках — стали создаваться статуи Будды. Кроме того, обилием исторических буддистских мест славился бассейн реки Тарим в пределах современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая и прилегающих к нему территорий.

Буддизм появился в Китае в начале новой эры, во времена династии Хань. В этом самобытном и самодостаточном центре культуры эту веру восприняли не так, как в Индии. Буддистский текст, однажды переведенный на китайский язык, терял свою ценность: китайский перевод признавался более ценным, чем оригинал. Наиболее удивительной особенностью буддизма по-китайски является его синтез с местной даосской традицией. Чань-буд-дизм настолько глубоко и широко укрепился в Китае, что слово «чань» стало означать буддизм в целом.

В Тибет эта вера пришла относительно поздно — в VII веке. Отчасти это можно объяснить тем, что Тибетское нагорье отделено от Индии Гималаями, и путь туда был под силу немногим. К XIII веку, когда Тибет оказался под

властью монгольского хана Хубилая, буддизм успел стать там национальной религией и сумел не только сохраниться, но и распространить свое влияние на Монголию. От монголов буддизм восприняли некоторые народы современной Российской Федерации — буряты, тувинцы, калмыки.

Буддизм в Японии

В Японии буддизм, в VI веке проникший через территорию Кореи, также слился с местными традиционными верованиями, что привело к появлению праздника Обон, во время которого приносятся жертвы предкам. Этот ритуал стал фундаментальным для буддизма в той форме, в какой он распространился и укрепился по всей Японии. Очень мощным оказалось западное влияние: китайский «чань-буддизм» превратился в японский «дзэн-буддизм». Буддизм синтезировался с синтоизмом, местной японской религией, после чего местные божества стали считаться олицетворением бодхисатвы. В VIII веке сложился так называемый «эзотерический буддизм», включавший в себя поклонение священным горам, что также связывает его с древней синтоистской традицией поклонения природе. Такая фор

ж Храм Будды в Рангуне (ныне Янгон), бывшей, до 2005 года, столице Мьянмы (Бирмы)

шп