48. Сократ, страница 7

48. Сократ, страница 7
Сократ

л

За щ^исамп

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

До появления натурфилософии древние греки в своих представлениях о мироздании и природе вещей исходили из мифологических историй, однако при этом не могли дать логичного объяснения многим явлениям окружающего мира. Более успешно это удалось сделать ученым-философам, стремившимся познать окружающий мир с помощью абсолютной истины, которую они искали в самой природе.

Но и натурфилософия была во многом субъективна: философы объявляли истиной то, что каждый из них считал таковой, и их объяснения в глазах оппонентов выглядели нелогичными и неубедительными. Так, Фалес полагал, что все возникает из воды и в нее превращается, а Гераклит был убежден, что первоосновой природы является не вода, а огонь.

Философы-софисты, идеологами которых были Протагор и Горгий, сфокусировали внимание на человеке, которого они противопоставляли всей остальной живой природе. Главное орудие софистов, логика, служила лишь для того, что-

ное море. Активное общение с внешним миром подталкивало и развитие общественной мысли. Этот период связан с новым, реалистичным подходом ученых к изучению окружающего мира, заложившим основы натурфилософии.

Одним из первых творцов науки и первым философом греческой школы был Фалес (ок. 625 — ок. 547 до н. э.), житель ионийского города Милета. Он считал, что весь мир произошел из воды, и утверждал, что, подобно воде, природа принимает разнообразные формы и состояния. Ученик Фалеса Анаксимандр (610—547/540 до н. э.) выдвинул теорию, согласно которой «каждый отдельный предмет во Вселенной состоит из одной элементарной субстанции» — так называемого апейрона. Гераклит (ок. 540 — ок. 480 до н. э.) утверждал, что Вселенная постоянно меняется. Пифагор (ок. 580—497 до н. э.) пытался свести все явления к числовым отношениям и рассматривал числа как непреходящую сущность вещей. Таким образом, к моменту рождения Сократа натурфилософия достигла высокой ступени развития.

Сформировались благоприятные условия для расцвета науки и культуры. Этому способствовала окончательная победа греков в освободительных первой (490 г. до н. э.) и второй (479 г. до н. э.) Персидских войнах. В период бурного экономического, политического, военного и культурного развития вступили и Афины. Центр греческой цивилизации постепенно перемещался из Ионии в Афины. Сюда

А Поэт Алкей (слева) и поэтесса Сафо (справа), жившие в VII веке до н. э. на греческом острове Лесбос. Арфы в их руках свидетельствуют о том, что музыка в то время была столь же популярна, как поэзия и литература.

бы одержать верх в споре — иными словами, их больше интересовали способы доказательства и методы убеждения, чем содержание учений и поиски истины.

Именно в это время на арене истории появился революционно мыслящий философ Сократ. Он объявил, что, хотя люди мыслят по-разному и обладают различными мнениями, должна существовать неоспоримая, единственная объективная истина.

Древние греки искали истину в мифологии, повествующей о деяниях богов и богинь, таких как Зевс и его жена Гера.

Фалес (ок. 625 — ок. 547 до н. э.), философ, основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки.

Агора, или рыночная площадь, была в античных греческих городах центром общественной жизни. На агоре Сократ вступал в дискуссии со всеми желающими.

съезжались лучшие ученые, мыслители и художники того времени.

В V веке до н. э. в Афинах была установлена демократическая форма правления, что открыло возможности для свободного обмена мнениями. В обществе стало востребованным умение спорить. Ораторскому искусству и навыкам грамотно вести дискуссии обучали профессиональные учителя — софисты. Сократ также был в числе учеников этих знатоков изящной словесности.