50. Александр Пушкин, страница 22

50. Александр Пушкин, страница 22
Выдающиеся события

I

«Повестях Белкина», и в «Дубровском», и в «Капитанской дочке»), однако в процессе творчества происходит волшебство превращения анекдота в «бытие», размыкающее тесные рамки «быта». Толстой отмечал в своем дневнике: «Проза Пушкина гола как-то», — но ныне эта обнаженная художественность не воспринимается как недостаток. Читаются прозаические вещи Пушкина на одном дыхании — и детьми, и взрослыми, и это тоже одно из доказательств их величия: известно, что самые серьезные произведения великих писателей с течением времени преодолевают заданные изначально возрастные границы, становясь универсальными.

ж Этот лермонтовский портрет был написан П. Заболотским в год смерти Пушкина.

1836 году выполнил ряд переводов русских песен на французский язык. Но апофеозом пушкинской «фольклористики» стало создание цикла сказок — оно относится ко второй Болдинской осени (1833). Эти сказки явились квинтэссенцией светлой пушкинской «детскости», в которой и следует искать истоки потрясающей гармоничности Пушкина-поэта и Пушкина-человека. Пушкин был убежден: «Разговорный язык простого народа достоин глубочайших исследований». «Вслушивайтесь в простонародные наречия, — призывал он современников, — вы в них можете научиться многому, чего не найдете в наших журналах».

▼ Иллюстрация И. Билибина к пушкинской «Сказке о золотом петушке».

нив -выг цлрк , * ^ цдр* вьиъДпо^к,

Пушкин-прозаик

Настоящая русская проза началась с Пушкина. В первых прозаических опытах он ориентировался, вероятнее всего, на Вольтера. Во всяком случае, известна ранняя (1822 года) запись Пушкина: «Вольтер может почесться лучшим образцом благоразумного слога...

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи другое дело...» В формальном смысле Пушкин этим установкам в собственной прозе не изменял никогда, но при этом создал абсолютно национальные образцы в этом жанре. Тут много странного — в основе пушкинских повестей и романов лежит как будто анекдот, рассказанный не без мелодраматических нажимов (они очевидны и в

На ДвоД ьчмг конь, На коДК movaHO;

Hfc HdVA<rk ИИ СКДуЪ CH4VAH4 I

• M.n&L&'W-

Наследники

В наследники Пушкина просится вся русская литература — его именем клялись и Лермонтов, и Гоголь, и Достоевский, и все крупные писатели XX века. Но это наследство опосредованное, не по прямой. По большому счету, Пушкин одинок, уникален. Уникален тем удивительным равновесием гармонии, которое не изменяло ему на самых бесшабашных поворотах его судьбы, в самых прискорбных заблуждениях. После него пошли «расколы» и «разлады», душевные муки, ненадежные воспарения и неокончательные падения. По точному слову Д. Святополка-Мирского, для тех, кто шел вслед за Пушкиным, «культ Пушкина был культом потерянного рая».

▼ Иллюстрация Б. Григорьева к п «Дубровский», издание 1912 года.