50. Александр Пушкин, страница 28

50. Александр Пушкин, страница 28
Итоги
Тайна Пушкина

Пушкин в России давно стал национальным символом. Его произведения включены в школьные хрестоматии, его строчки разошлись на цитаты. В каждом городе есть улица или площадь Пушкина; в местах, где жил или просто бывал поэт, устроены музеи. Но есть и оборотная сторона медали — Пушкин, превращенный в бронзовый памятник, превращается в мертвый стереотип.

Первый памятник

Ныне Пушкин настолько «повсеместно» присутствует в нашей жизни — причем, с самых первых воспоминаний детства, с первых, неуверенно, по слогам, прочитанных строк («У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том...»), — что иногда кажется, будто его произведения, да и он сам, существовали всегда. Между тем, абсолютную ценность пушкинского творчества признали далеко не сра

наступ<

< Могила поэта в Святогорском Успенском монастыре (поселок Пушкинские Горы, Псковская область).

зу. И если в начале 1820-х годов русское образованное общество буквально бредило стихами молодого поэта, то уже#пустя десятилетие ситуация сильно изменилась. Поэтическая «производительность» ПуЦгк^а тогда заметно упала, повзрослевший пмфтель все заметнее склонялся к прозе, журналистике и историческим исследованиям/, вокруг заговорили о том, что он «исписался». В кумиры тогда попадали иные писатели — так, в 1830-е Пушкина нередко «побивали» Владимиром Бенедиктовым, проча последнему лавры первого русского поэта. После Смерти Пушкина случилось невообразимое — его стали забывать. Лишь спустя без малого двадцать лет, в 1855 г> была опубликована первая посвященная ни поэта книга —«Материалы Пушкина» Павла Анненкова, отца мой пушкинистики. Но общий I этот факт не переломил -на, когда творческое ШШвдетё^ушкина было осмыслено с критической jel^i зрения В 1860-е годы оно подверглось ской атаке», предпринятой критико! ем Писаревым, кумиром тогдашней радикальной молодежи. «Сапоги выше Пушкина» — вот образная формула критика, выразившая позитивистское отношение к творчеству великого поэта. Речь в ней шла о «пользе», а «выше»