50. Александр Пушкин, страница 31

50. Александр Пушкин, страница 31
Александр Пушкин

ни, а с другой, филологического и философского осмысления его творчества. О Пушкине писали крупнейшие русские философы — Владимир Соловьев, Василий Розанов, Сергей Булгаков, Иван Ильин, Георгий Федотов; его произведения разбирали замечательные филологи Б. Модзалевский, М. Цяв-ловский, В. Жирмунский, Б. Томашевский, Ю. Лотман, Л. Гинзбург.

Начиная с 1899 года пушкинские юбилеи отмечались в масштабах всей страны, а после массового исхода интеллигенции из России в начале 1920-х годов — и всего мира. Особенно широким празднование вышло в 1937 году. Характерно, что если в СССР Пушкина трактовали тогда исключительно с социальной точки зрения (как борца против самодержавной тирании), то в эмиграции — как глубочайшего исследователя человеческой души и религиозного художника. Разброс мнений был поразительным — у внимательного Ходасевича были большие основания для того, чтобы написать о торжественном заседании, организованном в стенах парижского Богословского института: «По случаю пушкинского юбилея произведена была некая мобилизация наших сил... Дело кончилось тем, что одни, вместо

Памятник поэту и его няне Арине Родионовне в Пскове.

того, чтобы говорить о Пушкине, с забавной и жалкой важностью говорили о себе; другие разразились напыщенной, но бессодержательной декламацией; третьи сбились на повторение старых, общеизвестных мыслей, верных и неверных».

К сожалению, приспосабливание Пушкина к решению тех или иных сиюминутных задач — давно уже обыкновенная история. В связи с этим трудно решить, приблизились ли мы к постижению пушкинской тайны. Многочисленные памятники порой закрывают от нас живого Пушкина.

▼ Эта фотокомпозиция называется «Читая Пушкина». Она неплохо иллюстрирует то, как в массовом сознании преломляется феномен великого поэта.