60. Хрущев, страница 22

60. Хрущев, страница 22

Выдающиеся события

и

в политической борьбе 1920—1930-х годов, — от Троцкого до Бухарина. «Врагами народа», не заслуживающими доброго слова, оставались представители других политических партий, рука об руку с большевиками боровшиеся с самодержавием и закончившие свою жизнь в основном в советских лагерях. Наконец, следовало забыть о многомиллионных жертвах коллективизации, погибших от голода или в качестве «кулаков» высланных на окраины страны.

Тем самым история Советской страны в изображении Хрущева мало чем отличается от того, что дается в «Кратком курсе истории ВКП(б)», созданном в 1938 году при непосредственно участии Сталина.

Последствия критики Сталина

При таком истолковании Хрущев и прочие партийные деятели беззакония и складывавшийся с тридцатых годов культ личности могли подавать как действия самого Сталина, направленные на укрепление своей диктатуры. В этом случае, развенчав «культ личности», можно переложить всю ответственность за допущенные ошибки и перегибы на покойного Сталина, а самим выглядеть при этом незапятнанными.

Сделав главными виновниками беззаконий Сталина и созданный им культ личности, Хрущев надеялся достичь — ив определенной степени достиг — нужного ему результата. Разумеется, он понимал, что ему могут задать вопрос о его личной ответственности за соучастие в сталинских преступлениях. В таких случаях он отвечал почти искренно: да, мы молчали — потому что боялись.

В 1930-е годы огромные портреты Сталина украшали собой все города СССР.

▼ Советские лидеры на трибуне мавзолея Ленина-Сталина в 1956 году. Слева направо: К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, H. С. Хрущев, H. А. Булганин, Г. М. Маленков, А. И. Микоян.

Однако такой ответ мог удовлетворить только часть коммунистов. Молодежи и людям, кому эта идеология была чужда, он мог показаться лицемерным, и они могли усомниться в праве коммунистов оставаться у власти и уж во всяком случае выступать в роли арбитров в вопросах морали.

Это привело к появлению в СССР диссидентского движения, а также большого числа просто аполитичных людей, внешне следовавших общепринятым стереотипам поведения, но на самом деле на на грош не веривших в проповедуемые властью социалистические идеалы. Весьма иронично в советском обществе было воспринято обещание Хрущева уже к 1980 году построить идеальное коммунистическое общество.

Доклад Хрущева о культе личности Сталина нанес сильный удар по политической стабильности других социалистических стран и международному коммунистическому движению в целом. По Восточной Европе прокатилась волна беспорядков восстаний, вершиной которой стала Венгерская революция 1956 года. Резко ухудшились отношения между Советским Союзом и Китаем.

Не случайно, что после отставки Хрущева новое руководство сочло необходимым прекратить общественное обсуждение темы Сталина и его культа личности. Как бы то ни было, поколение «шестидесятников», взращенное в эпоху хрущевской «оттепели», сохраняло верность идеалам, рожденным в эту эпоху надежд, и своей деятельностью в конечном счете подготовило наступление «перестройки» 1980— 1990-х годов.