61. Ататюрк, страница 8

61. Ататюрк, страница 8

Жизнь и эпоха

впервые окунулся в столичную жизнь, которая сильно отличалась от провинциальной. В то время Стамбул был интернациональным городом, раскинувшимся на берегу Босфорского пролива: в порту причаливали огромные морские суда, а на улицах города можно было встретить людей со всех концов света. Однако Мустафа Кемаль, занятый, прежде всего, собственным образованием, редко позволял себе развлечения, которые в таком изобилии предлагал Стамбул. Училище молодой человек окончил с отличием, получив звание лейтенанта, после чего поступил в военную академию. Здесь он вместе с товарищами создал тайное общество «Ватан», что значит «Родина». Члены группы позволяли себе открыто критиковать политику правительства и призывать к революционным действиям. На третьем году обучения общество было раскрыто и разогнано, а Кемаль даже провел несколько месяцев под арестом.

Служба в Дамаске

В январе 1905 года Мустафа Кемаль был выпущен из академии в чине штабс-капитана и поступил на службу в османскую армию. Конечно же, его участие в революционно на-

Военная академия в Стамбуле, где учился Мустафа Кемаль.

▼ Стамбульский порт в XIX веке.

Мечты о свободе

Окончание образования

После окончания военной школы в 1896 году Мустафа Кемаль продолжил образование в среднем военном училище в городе Мана-стыр. В военной школе неизбежно начинали формироваться политические взгляды кадетов, и Мустафа Кемаль не был исключением. В то время Османская империя занималась подавлением революционного восстания на острове Крит, и Манастыр был центром сбора отправляющихся на фронт имперских войск. Мустафа своими глазами мог видеть павших духом, вооруженных старыми ружьями солдат в потрепанной форме. В училище Мустафа встретил двух друзей, оказавших на него большое влияние. Первым был Омер Над-жи, прививший Кемалю любовь к литературе и впоследствии снискавший славу известного оратора. Вторым — Али Фетхи, благодаря которому Мустафа проникся либерально-националистическими взглядами.

Страсть к литературе, в первую очередь, революционного содержания, сохранилась у Мустафы Кемаля и после окончания военного училища. В 1899 году Кемаль поступил в Стамбульское военное училище, где зачитывался книгами о французской революции и сочинениями просветителей — Руссо, Мон-