64. Саладин, страница 10

64. Саладин, страница 10

Жизнь и эпоха

II

Основатель

династии

Айюбидов

Египетский визирь

Новое положение Саладина было двусмысленным и очень непростым. С одной стороны, он занял пост визиря халифата Фатими-дов, получив по сложившейся в Египте традиции реальную власть; с другой стороны, оставался вассалом сирийского султана Нураддина, с которым его связывали теплые личные отношения. Одно исключало другое, и рано или поздно Саладину надо было определяться — либо разрывать свою зависимость от Нураддина и тем самым терять его поддержку, либо превращать Египет в часть созданной Зангидами державы.

Кроме того, в Сирии исповедовался суннизм, а в Египте — шиизм. Представители этих основных направлений в исламе традиционно вели между собой ожесточенную борьбу, и потому политическая деятельность суннита Саладина неизбежно приобретала в шиитской стране религиозный характер.

Визирь постарался зарекомендовать себя примерным мусульманином, к которому никто бы не смог «придраться» с канонической точки зрения. При этом он отстранил от власти высших чиновников халифата Фатими-дов и заменил их преданными себе сирийцами, наделив их землями, конфискованными у опальных египтян. Когда против нового визиря подняли восстание проживавшие в Египте 50 тысяч суданцев, он полностью уничтожил их. Затем Саладин разгромил флот крестоносцев, совершивших попытку высадиться в Египет с моря. Все это энергичный молодой визирь проделал всего за полгода.

Обладая всей полнотой власти в стране, Саладин в феврале 1170 года пригласил своего отца Айюба приехать из Дамаска в Каир. Нураддин позволил тому отправиться в Египет к сыну, надеясь этим укрепить отношения со своим вассалом.

шшяшшвш

«Упрек» Айюба

Только через два года после прихода к власти Саладин основал суннитскую школу права в Каире и заменил судей-шиитов судьями-сун-нитами. Нураддин призывал Саладина просто уничтожить халифат Фатимидов и запретить шиизм, но тот ответил отказом, опасаясь, что такое решение вызовет массовые беспорядки.

В сентябре 1171 года, когда халиф тяжело заболел, Саладин издал указ о назначении нового халифа из рода Аббасидов. Потомки Аббаса правили в Багдаде и формально являлись главами всех суннитов, и потому действия Саладина были равнозначны объявлению Египта суннитским государством. Через десять дней последний из фатимидских халифов умер, и

А Деревня на берегу Нила. Во времена Саладина сборы от налогов в процветающем Египте были на пятьдесят процентов выше, чем в Сирии.

В мусульманской мечети.

За кулисами

РАСКОЛ В ИСЛАМЕ

Пророк Мухаммед, основатель ислама, являлся также политическим лидером общины своих последователей. Халиф, считавшийся его преемником, был религиозным и политическим лидером в мусульманском мире. Династия Аббасидов, основанная в середине VIII века, контролировала огромные территории в Северной Африке, Иране, Ираке и Сирии и возглавляла суннитское направление в исламе. Однако уже в IX веке, по мере дробления халифата, влияние правивших в Багдаде халифов стремительно уменьшалось. Реальную власть получили местные правители, после формирования державы турок-сельджуков именовавшиеся «султанами».

Халифат Фатимидов в X веке утвердился в Египте, Сирии, Йемене и не

которых других странах и объединял сторонников шиизма. К XII веку его влияние упало, так что халифы не располагали реальной властью даже в Египте.

По мусульманскому канону Саладин как подданный Нураддина, формально подчинявшегося Багдадскому халифату, не мог стать султаном оппозиционного халифата Фатимидов. Для ревностного суннита Нураддина роль, которую стал играть в Египте Саладин, казалась противоестественной.

Саладин сумел утвердить в Египте суннизм, но вместе с тем укрепил свое главенствующее положение в стране. В 1174 году багдадский халиф аль-Мустади признал его египетским и сирийским султаном.