64. Саладин, страница 22

64. Саладин, страница 22

Выдающиеся события

- Карта Иерусалима XI века.

▼ Город Акра стал столицей королевства Иерусалимского посл« того, как сам Иерусалим перешел в руки мусульман.

ных символическую плату. Султан говорил: «Я воюю не ради денег». Однако, принимая во внимание понесенные мусульманами потери, он был вправе потребовать более значительный выкуп.

Вероятно, существенной тактической ошибкой Саладина стало его решение двигаться на Иерусалим вместо того, чтобы сразу захватить все крупнейшие морские порты — прежде всего, город Тир. Если бы мусульмане захватили эту крепость, то крестоносцы не смогли бы получать через этот порт подкрепления из-за моря. Во всяком случае, участникам Третьего крестового похода при таком развитии событий намного труднее было бы закрепиться в Палестине. Иерусалим, расположенный в сердце страны и переполненный беженцами, вряд ли выдержал бы долгую осаду: голод заставил бы христиан капитулировать.

При жизни с именем Саладина не связывали выдающихся военных успехов за исключением завоевания Иерусалима. Однако именно благодаря хорошо продуманным действиям Саладина крестоносцы потеряли свое преимущество, а затем и контроль над Святой землей. Так была перевернута еще одна страница в истории мусульманства. Саладин вел ислам к эпохе славы, и потому его имя осталось жить в сердцах многих поколений мусульман.

^ Флот крестоносцев.

к немусульманам. Так, когда он вступил во врата только что взятой им Акры, одна местная христианка бросилась к нему в ноги и пожаловалась на мусульманских воинов, отнявших у нее сына. Саладин заявил, что не двинется с места до тех пор, пока этой женщине не отдадут ее ребенка. И действительно, вскоре мальчика нашли и на глазах султана вернули матери.

Саладин был принципиальным человеком и не позволял себе ни малейших отступлений от норм Корана. Он без нужды не казнил пленников, даже если они были жестокими рыцарями из армии крестоносцев. Расправа над Рено де Шатийоном являлась в этом отношении исключением. Саладин запретил кровную месть, а когда освобождал мирных жителей захваченных городов, то следил за тем, чтобы их охраняли от разбойников и воров.

В арабском обществе существовал обычай отпускать плененных врагов за выкуп или даже бесплатно. Саладин строго следовал этому правилу. Однако некоторые его сподвижники сомневались в том, что этот обычай следует применять по отношению к «неверным», которые после освобождения могли вновь вернуться в строй и воевать против мусульманской армии.

Во время Первого крестового похода крестоносцы вырезали жителей захваченного ими Иерусалима. Память об этом трагическом событии глубоко проникла в сердца мусульман. Тем не менее Саладин, захватив Иерусалим, не тронул его жителей — включая воинов — и потребовал за выкуп плен-

шв