85. Отто фон Бисмарк, страница 29

85. Отто фон Бисмарк, страница 29

Отто фон Бисмарк

основе своей не еще испорченным, а потому верящий своему монарху. Если так, то следует ввести всеобщее избирательное право, и тогда народное большинство в рейхстаге позволит имперскому правительству беспрепятственно проводить нужные решения. Появились смутьяны-социалисты, самонадеянно объявившие себя выразителями народных интересов? Значит, надо закрыть им доступ в парламент, запретить все создаваемые ими общественные и политические организации и не дать им портить преданный императору народ. При этом следует взять на вооружение рациональное зерно, имевшееся в их завиральных речах, и самой власти позаботиться об улучшении социального положения рабочих, заставив и без того богатую буржуазию раскошелиться на эти нужды. Тем самым, народ станет нечувствительным к либеральным и социал-демократическим бредням, а значит, в новых условиях сохранится изначальное единство монарха, служилого дворянского сословия и народа...

Такого рода консервативная утопия, сформулированная, конечно же, задним числом, оказалась, как ни странно, весьма действенным средством.

Успехи Германии после ее объединения были поразительными особенно, в области тяжелой промышленности. Она развивалась настолько стремительно, что вскоре обогнала Францию и даже Англию по производству железа и стали. Резко выросло число фабричных рабочих. При этом социальная система Бисмарка, созданная для умиротворения социалистов, была самой передовой в Европе. Англия создала нечто подобное на тридцать лет позже, но и тогда она уступала германской. Франции и США пришлось ожидать этого до 1930-х годов, то есть до периода Великой депрессии.

Аналогии

Нетрудно заметить, что намеченная схема идеального политического устройства «священной германской империи прусской нации» несколько напоминает классическую формулу российского консерватизма «православие, самодержавие, народность». Кроме того, она имеет несомненное сходство с идеологическими установками реальных политических режимов XX века фашистского, предполагавшего единение фюрера и толпы, советского («единство партии и народа»),

^ Немцы приветствуют Гитлера, основателя «третьего рейха».

▼ Немцы, преодолев Берлинскую стену, собрались у Бранденбургских ворот в ноябре 1989 года.

исламского (единство имама и правоверных мусульман) и тому подобных.

Их особенность состоит в том, что на несколько десятилетий — относительно краткий по меркам истории период такие режимы способны обеспечивать высокую эффективность социально-экономического развития, но потом либо разлагаются, «гниют» изнутри, либо провоцируют войны, которые для них служат средством оздоровления. И в этом нет ничего удивительного: милитаризм является основой таких идеологизированных режимов, и без войны они долго существовать не могут. Она нужна им как воздух: в форме борьбы за жизненное пространство, во имя мировой революции или священной войны с неверными — неважно.