87. Пол Пот, страница 6

87. Пол Пот, страница 6
Жизнь и эпоха
Брат №1, Товарищ 87

В XX веке Камбоджа, подобно многим другим странам третьего мира, избавилась от колониальной зависимости. В 1970-е годы к власти пришла группировка «красных кхмеров» во главе с Пол Потом, ставшим одним из самых страшных диктаторов всех времен и народов.

Родственник короля

«Рисовый народ»

Издавна основным занятием кхмеров, составляющих большинство населения Камбоджи, является выращивание риса. Принято считать, что типичный кхмер спокойный, улыбчивый человек, немного ленивый и склонный к созерцательности.

Многие века Камбоджа находилась в зависимости от других государств. Постепенно у ее народа сложилось убеждение: «Кто бы ни правил нами, на нашей повседневной жизни это никак не отразится». В прошлом завоеватели, камбоджийцы превращались в фаталистов.

После падения в XIV веке Кхмерской империи Камбоджа постоянно подвергалась нападению иноземцев. Чаще всего ей приходилось защищаться от тайцев на западе и вьетнамцев на востоке. Последних кхмеры традиционно воспринимают как своих злейших врагов. Границы страны не раз менялись, а богатства страны становились добычей захватчиков.

В середине XIX века Камбоджа, получив статус протектората, вошла в состав французских колоний в Индокитае. Многие государственные посты достались вьетнамцам, проявлявшим наибольшую лояльность по отношению к французам. Под влиянием модернизации в Камбодже произошли большие изменения, поколебавшие традиционный уклад жизни.

Учеба в монастыре

Салот Сар таково настоящее имя Пол Пота — родился 19 мая 1925 (или 1928) года в семье богатого крестьянина, владевшего почти десятью гектарами земли. Двоюродная сестра Реунг была одной из жен короля Монивона. Родная сестра Салот Сара, танцовщица придворного театра Меак, являлась официальной королевской наложницей, а брат Салот Чхай служил дворцовым секретарем.

Когда Салоту исполнилось шесть лет, отец отправил его в Пномпень, в семью брата. Мальчика определили на обучение в буддийский монастырь, находившийся неподалеку от дворца. После свободной деревенской жизни ребенок с трудом терпел строгие монастырские порядки. Кроме того, Салот Сар привык, что сельские жители целый день проводят в работе, и потому монахи, посвящавшие свое время чтению и медитации, показались ему просто бездельниками. По канонам буддийского учения тхеравада, священнослужитель не имеет права на личное имущество и живет подаянием мирян. Салот Сару не понравился монашеский обычай просить у мирян каждое утро еду и деньги.

Добрый мальчик

Салот Сар уговорил родных забрать его из монастыря. Тогда родня отправила его в частную католическую школу. Там он начал изучать французский язык, а также познакомил-

^ Как и в других странах Юго-Восточной Азии, где год делится на сухой и дождливый сезон, основной отраслью сельского хозяйства является выращивание риса.