Юный Натуралист 1975-07, страница 26

Юный Натуралист 1975-07, страница 26

Рис. И. Кошкарева

лапками, чистит его со всех сторон. Прервав умывание, катается в песке, трется о него головой, забавно поворачивая ее то вправо, то влево, часто вскакивает, отряхивается. Потом наскоро облизав себя, отправляется на кормежку. Впрочем, еще не раз в течение ночи после очередного умывания будет он купаться в песке, пыли или золе потухшего костра, если встретит его на своей дороге. Эта важная процедура служит троякой цели: высушиванию шерсти, освобождению от блох и клещей, а также, как считают, для маркировки земельных владений.

А они у двуножек значительные. Так, например, если пойти по следам гребнепа-лого тушканчика (они, кстати, не парные, а чередующиеся: зверек при беге отталкивается ногами поочередно, а не одновременно, как другие его родственники), то можно узнать длину ночных переходов грызуна. Это 7—11 километров. Путь мохноногого тушканчика немного меньше, а земляного зайца чуть больше. На этих кормовых маршрутах, довольно изрядных и у других тушканчиков, их подстерегают враги — совы, четвероногие хищники, змеи. И все же большинство зверьков благополучно возвращаются поутру в свои норы, в которых, не в пример прочим грызунам, никогда не делают запасов корма.

Едят тушканчики чаще всего семена и подземные части растений. Луковички, корневища, клубни, да и корни, почуяв иной раз на глубине 20 сантиметров, выкапывают, оставляя характерные луночки с остатками трапезы. Питаются и травой. Обгладывают кору, скусывают зеленые веточки и цветы с кустарников. Нередко лакомятся насекомыми и их личинками. Очень интересно вблизи наблюдать за кормящимся зверьком. Конечно, проще всего это сделать в условиях неволи.

Вот грызун, опираясь на хвост, садится на задние ноги. А короткие передние несу

разно торчат под мордочкой, словно придатки нижней челюсти. Посидит этак зверек с полминутки сосредоточенно. Потом наклоняется к блюдечку, берет зернышко овса, выпрямляется и грызет его, поддерживая передними лапками. Затем, не доев, бросает первое и принимается за второе зернышко. Погрызет немного и вновь уронит, чтобы взяться за третье. За сутки большой тушканчик съедает до 63 граммов разных кормов. Не отказываются зверьки и от молока. Преуморительно пьет его земляной заяц. Несколько раз подряд опускает передние лапки в молоко, потом долго их облизывает, как леденцы на палочках. Ничего не поделаешь: нет практики, нет и умения.

А вот, наблюдая за гребнепалым тушканчиком в неволе, удалось раскрыть невероятнейшую черту его поведения. Зверька поймали вблизи поселка Репетек в Каракумах и, продержав немного в клетке, выпустили среди барханов на тонкой длинной привязи, чтобы не убежал. Наблюдатели залегли поодаль, а тушканчик, успокоившись, занялся обследованием территории, передвигаясь дробными скачками. При этом часто останавливался и обнюхивал, забавно приседая, каждую встречную травинку, каждую норку. Вскоре он оказался под кустом саксаула. Вдруг, без всяких приготовлений, стремительно прыгнул вверх метра на полтора и повис на ветке, уцепившись за нее резцами и передними лапками. Подтянулся. И ловко полез дальше, помогая себе всеми четырьмя ногами, хвостом и зубами. Наблюдатели просто опешили. А тушканчик в это время стриг зубами цветущие веточки саксаула. Затем спрыгнул с дерева, оттащил на открытое место плоды необычных трудов своих и стал уплетать за обе щеки. Так разнообразят свое меню эти зверьки, особенно когда выгорает трава.

Позднее выяснилось: точно такими же акробатическими способностями обладает и мохноногий тушканчик. Грызун этот в песках под Репетеком в спячку не залегает, зато в киргизских степях, где холоднее, зимой его не встретишь: спит в вырытой норе. Строится она так. Облюбовав какое-нибудь место, тушканчик прежде всего разрыхляет грунт резцами и когтями передних лапок. Затем, подгребая песок под себя, с силой отбрасывает его задними. Когда накопится изрядная куча, тушканчик разворачивается на 180 градусов и, как бульдозер, отгребает стройматериал грудью, мордочкой и передними лапками. Докопавшись до трехметровой глубины («проходка» идет наклонно), зверек устраивает гнездовую камеру. От этого расширения прокладывает к поверхности новый ход — постоянный, забивая первоначальный изнутри отработанной землей. Потом выходит из норы и, разбросав во все стороны выброшенную землю у пер-