Юный Натуралист 1975-10, страница 31

Юный Натуралист 1975-10, страница 31

ливает их. Поэтому ученые-мерзло-товеды изучают почвы тундры.

Оттаявшая под лучами солнца почва образует небольшие озера, окруженные кольцом из буйной осоки и сочных лишайников (фото 2). Озер много, и располагаются они группами в низких местах и впадинах. Издали озера кажутся огромными зеркалами, отражающими глубокое синее небо, пролетающие стаи птиц, многокрасочность ликующих трав, мхов, лишайников.

Каждое растение, каждый кустик приобретает в тундре свое значение, вносит в общую палитру свою неповторимость. Среди зелени ярким пламенем вспыхивают заросли арктоуса, стелющегося кустарника с беловато-розовыми цветами и красными ягодами, похожими на бруснику (фото 3). Рядом, в двух шагах, заросли морошки — северной малины, клюквы, голубики. Сиреневыми цветками чарует глаз багульник.

29

Мы привыкли видеть моховые ковры и причудливые лишайники в лесу, под покровом вековых елей и сосен. В тундре наоборот. Пышные мхи и лишайники, похожие на застывшие волны (фото 4), служат надежной защитой зимой для других растений. Разгребешь руками плотный мох и видишь белые нити корней, нежные красноватые веточки и стволики карликовой березки или полярной ивы. Всего три месяца отпущено природой, чтобы карликовая березка распустилась клейкими листочками, набралась сил к долгой и суровой зиме, начистив к осени скромную зелень до медно-золотистого блеска.

Иногда трава и кустарники так скрыты во мху, что по сравнению с ними даже грибы становятся великанами.

Принято говорить «искать грибы». В тундре их много. Они все на виду. Грибы здесь собирать просто. За полчаса два полных ведра. Но долго еще рябит в гла