Юный Натуралист 1975-10, страница 35

Юный Натуралист 1975-10, страница 35

33

амстизъ

БРема

НЕТ, НЕ ЖИРАФ

Какое-то странное, непривычное для слуха слово — окапи. А посмотришь на портрет его обладателя и еще больше удивишься.

Оказывается, это животное с очень своеобразной внешностью. В первый момент не сразу и сообразишь, куда его причислить: то ли к антилопам, то ли к лошадям? Кажется, будто на антилопу в коричнево-красной шкуре надели полосатые зебровые штаны. Уши и копыта как у большого куду, на голове — пара покрытых кожей, очень похожих на оленьи «пеньки» рожек. Ведь не гибрид же это зебры, антилопы и оленя? Конечно, нет. Это окапи!

Всмотритесь внимательнее в портрет, обратите внимание на передние и задние конечности. шею и копыта. Передние конечности и вообще передняя часть тела животного выше задней, немного удлиненная шея. Животное явно парнокопытное. Очень жаль, что не видно языка: он длинный, округлый и синеватого цвета. Уж не жираф ли это? Совершенно верно: «двоюродный» родственник хорошо известного и популярного длинношеего жирафа.

Говоря строго научным языком, окапи относится к отряду парнокопытных, подотряду жвачных, семейству жирафов, роду окапи. Вот, оказывается, почему окапи похож на разных животных: все они являются его соседями по отряду. Но если животное походит на своих дальних родственников, то почему оно так мало напоминает своих близких — жирафов?

Еы, конечно, уже заметили. как много «почему» возникает при изучении портрета окапи. И это не случайно. Как и само животное. так и его образ жизни, условия обитания, закономерности питания и осо

бенности размножения — все это было неизвестно еще 20—25 лет тому назад. Весьма любопытна и история открытия окапи.

Впервые из европейцев о нем узнал знаменитый исследователь Г. Стенли, который в 1890 году путешествовал в тропических лесах бассейна реки Конго (на территории нынешней Уганды). Он был поражен, когда местные пигмеи, увидев впервые лошадей в его экспедиции, не выразили по этому поводу никаких эмоций. По их словам, такие же животные (или, во всяком случае, похожие на них) водятся в тамошних лесах.

Эти сведения в Европе казались абсолютно нелепыми, и ни Стенли, ни тем более пигмеям не поверили. Только к началу XX века после нескольких экспедиций-стало ясно, что слухи о новом животном не напрасны, что оно принадлежит не только к новому виду, но и совершенно новому роду, близкому к давно вымершему роду палеотрадусов.

Такова история открытия окапи. Но и потом еще долгое время многое из жизни этого животного оставалось в тайне: были совершенно неизвестны условия обитания и размножения окапи. Оставалось неясным, чем они питаются. Установить же постоянное наблюдение за животными в неволе не удалось: немногие окапи, попав в зоопарк или зоосад, сравнительно быстро погибали. Только парижскому зоопарку, да и то после того, как буквально по крупицам были собраны некоторые сведения об этом животном, удалось в 1956 году получить потомство от окапи.

В настоящее время из 850 зоопарков мира окапи содержится примерно в 20 зоопарках (около 60 особей), из них многие