Юный Натуралист 1984-01, страница 7

Юный Натуралист 1984-01, страница 7

реговая линия, узкие пляжи, выдвинутая в море пристань на сваях. Паром причаливает, опускается на канатах грузовой трап. Тесно стоящие борт к борту тяжелые грузовики, автобусы и легковые автомашины съезжают на пристань, спешат на единственную дорогу, восьмеркой охватывающую весь остров.

Машина бежит через сосновый лес — светлый, просторный, с брусничными и черничными полянами, с крепенькими моховиками, хорошо заметными прямо с дороги. Минует небольшую деревеньку, цветущий луг, густой темный ельник с россыпями маслят, еще одну деревеньку, вырывается на берег моря и вдруг — шлагбаум. Дальше проезда нет. За шлагбаумом — замершей стрелкой компаса вытянулся остроконечный треугольник — Румпо, выступающая в море часть Вормси.

Здесь проходит граница государственного заказника — первого в нашей стране, где взяты под охрану... лишайники. Да, именно ради этих неприметных, но очень полезных растений по просьбе ученых-лихенологов, специалистов по лишайникам, в 1982 году принято решение об организации заказника.

Низенькие, мелко-мелко разветвленные кустики лишайников, похожие на крошечные колонии кораллов, покрыли полуостров Румпо узорчатым ковром, прорванным там и тут огромными валунами и темно-зелеными пирамидками можжевельника. Заброшенная дорога петляет среди серо-голубых полян, уводит все дальше и дальше по плоской .равнине к самому острию треугольника, окаймленному бахромкой тростника. Вокруг все та же замершая в неподвижности растительность, а дальше море сливается с небом. Повсюду, куда ни глянешь, только два цвета — серо-голубой и темно-зеленый. И звенящая тишина. Ни шелеста листвы, ни шороха трав. Шагнешь с тропинки в сторону и вздрогнешь от неожиданности — под ногой захрустит, словно наступил на яичную скорлупу. Час и другой можно бродить белыми, словно мукой присыпанными тропками и не встретить ни души, не заметить никакого движения.

Где еще можно увидеть такое!

— Только здесь и на некоторых островках юго-востока Швеции,— говорит Юрий Лео-вич Мартин, директор Таллинского ботанического сада, сопровождающий нас в этой необычной экскурсии. Под его руководством здесь многие годы работают лихенологи.

Редкостное растительное сообщество острова представляет огромный интерес для ученых. Такие лишайниковые поля встречаются только в тундре, нигде во всем мире не распространяются они на равнине так далеко на юг, как в этом районе. А отдельные виды лишайников, например Цетрария снежная и Цетрария клубочковая, растущие на РумпО, обычно обитают только в полярных и арктических условиях.

МОЯ РОДИНА-

ш

Чтобы сохранить это своеобразное чудо природы, на полуострове и создан государственный заказник.

Возможно, несколько странным покажется это — беречь лишайники, слишком непривычно слышать слова: «заказник для лишайников». Заказник для косуль или, скажем, заповедная роща — это разумно, но для лишайников... Нужен ли он! Ведь эти невзрачные растения не собирают в букеты, не заготовляют на зиму, как грибы или ягоды. На редкость неприхотливые лишайники поистине вездесущи. В полярных пустынях и на прокаленных зноем скалах, в среднерусском лесу и в древней реликтовой роще — повсюду встречаются эти загадочные содружества низших грибов и водорослей. Красные, желтые, оранжевые, черные, всех оттенков, они поселяются и там, где не вырасти ни цветку, ни чахлой травинке: на голых камнях, на стволах и ветках деревьев, даже на тряпках и осколках стекла, стоит тем достаточно долго пролежать неподвижно. Науке известно около двадцати тысяч видов лишайников, и каждый год ученые обнаруживают все новые и новые. Нет уголка, куда они не способны проникнуть.

Однако осмотритесь внимательно в городском саду, в парке, в сквере. Здесь вам едва ли удастся обнаружить лишайники, хотя бы маленькое пятнышко в трещинках коры.

Какое же невидимое препятствие встречают лишайники на своем пути, что мешает их росту в городах!

Загрязненный воздух! Оказалось, что эти неприхотливые растения его не выносят.

В лесу все деревья — и стволы и ветви — больше чем наполовину покрыты то большими светло-серыми пятнами, то мучнистой сыпью или свисающими редкими нитями. Все это разнообразные виды лишайников. Они защищают кору от поражения болезнетворными грибками. А в городах и вокруг них сейчас даже стали возникать так называемые «лишайниковые пустыни» — районы с сильно загрязненным воздухом, где лишайники расти не могут.

Лишайники — индикатор состояния воздушной среды. Там, где их много, можно дышать полной грудью — воздух наверняка чист и целебен; если же они стали исчезать с обычных мест обитания, значит, и туда стали проникать копоть и дым.

Загрязненный воздух — не единственный враг лишайников. Не меньше страдают хрупкие растения и от механических повреждений. Их ломкие слоевища — так называется тело