Костёр 1991-08, страница 34

Костёр 1991-08, страница 34

scmm

Итак, мы уже познакомились с произведениями западноевропейских художников эпохи Возрождения. Что же было в это время на Руси? Православная церковь хранила освященные многовековой традицией византийские каноны изображения. А после завоевания турками в 1453 году столицы Византии Константинополя ощущала себя главной наследницей и хранительницей чистоты христианского учения. Освобождение Руси от татаро-монгольского ига, объединение ее земель вокруг Москвы в единое государство вызвали к жизни духовное возрождение, во многом напоминающее европейский Ренессанс. Лучшие живописцы знали древние образцы наизусть, но никогда не копировали их механически, наполняя известную схему всегда новым содержанием, созвучным их мыслям и чувствам.

Икона «Преображение» из Новгорода относится к последней четверти XV века, времени, когда Новгородская вечевая республика вошла в состав Московского государства. Перед нами — сюжет одного из великих церковных праздников. Незадолго до своих страданий Христос отправился с тремя учениками — Петром, Иоанном и Иаковом — на гору Фавор. Во время молитвы Христа облик его преобразился: лицо засияло, как солнце, а одежды засверкали, как снег. И было видение пророков Илии и Моисея, говоривших с Христом, а голос с неба произнес: «Сей есть Сын мой возлюбленный».

Удлиненные пропорции фигур подчеркивают их нематериальность. Христос изображен в круглом сиянии — «славе». От него исходят золотые лучи. Три луча от стоп тянутся к фигурам поверженных сверхъестественным свечением апостолов. Опрокинулся на спину и закрывает лицо двумя руками Иаков. Иоанн в алом одеянии «гиматии» правой рукой прикрывает глаза, а левой — пытается опереться о скалу и за

держать падение. Высоко взметнулся плащ упавшего на колени Петра. Симметрично от Христа предстоят по обеим сторонам от него пророки Илия и Моисей в молитвенных позах. Они говорят о страданиях, которые ожидают Иисуса в Иерусалиме.

создают ощущение праздничности. Икона создана для мо-литв-ч, но ее можно рассматривать и как произведение ис-кусст а, живописное произведение Посмотрите, как прекрасно «горит» красный цвет одежд на зеленовато-охристом фоне скал! Плоскостное изоб-

«

Стремительное движение апостолов сочетается со спокойной уравновешенностью всех частей изображения. Ряды иконных горок, переданные похожими друг на друга уступами, напоминают ступени лестницы, на вершине которой находится Спаситель, в образе которого всеми средствами подчеркнута божественная сущность. Нарядный золоченый фон, светлые яркие краски

ражение выглядит необыкновенно живым благодаря плавному ритму, объединяющему все его части.

Праздник Преображения называют в народе «яблочным Спасом». В этот день в церкви совершается обряд освящения гроздий, то есть винограда, а в северных краях — яблок и других плодов, которые поспевают как раз в это время.

Анатолий БАСЫРОВ