Костёр 1991-08, страница 37

Костёр 1991-08, страница 37

1 . • Почему человек приблизил к себе собаку — это понятно.

Но почему собака выбрала себе в друзья именно человека и верна этой дружбе уже много веков? — Не будем гадать. Если наш читатель задавался такими вопросами и не нашел ответа,— стоит обратиться к авторитетному мнению автора «Размышлений о собачьем племени мистера Джонса, дал-матина». С отрывками из этих размышлений, которые услышал и записал Т. Теплитц, наш читатель уже мог познакомиться в № 2, 4, 6.

мм

Ш

ш

г

О нас, собаках, часто говорят, что мы верны человеку, что узнаем своих и не признаем чужих и что этим мы отличаемся от всех остальных зверей. Хотел бы вас попросить не верить в это. Собака дружит с человеком не потому, что он человек, а потому только, что они принадлежат к одной стае. Для каждого животного самое главное на свете — это его собственная стая. И

пес в этом смысле

О

— вовсе не исключение, просто его стаей стала семья человека, в которой он живет. Поэтому он рычит на чужих людей, которые пахнут чужой стаей. Он так же точно рычит на чужих собак, даже на точно таких, как он, псов, но из других, чужих семей, то есть из других, чужих стай.

Итак, любая, даже самая маленькая собачка, считает себя членом вашей стаи — именно так она называет вашу семью, и резонно полагает, что у нее те же, что у людей, права. И если у каждого человека есть своя постель и свой угол в доме, то отчего бы не иметь своей подстилки и своего угла собаке? Когда люди садятся есть из своих тарелок, подходит к своей миске и собака. Когда люди беседуют, собака имеет право прислушиваться к их разговору, если, разумеется, она умеет вести себя прилично.

Конечно, любой собаке этого недостаточно. Почему, например, людям можно сидеть на тахте, а псам это запрещается? Или почему, когда люди едят мясо, псу дают кашу, едва заправленную кусочком мяса? Впрочем, эту явную неспра

ведливость разумный пес в состоянии понять — ведь в звериной стае тоже никогда не бывает абсолютного равенства.

Вожаком каждой стаи всегда бывает самый сильный и опытный зверь. Поэтому собака, когда приходит в человеческую» семью, сразу старается установить, кто здесь истинный вожак. Женщина, которая ежедневно накладывает собаке пищу в миску, или мужчина, который каждое утро уходит из дома за добычей, или мальчик, от которого больше всего шума.»

И через некоторое время рассудительный пес всегда понимает, что вожак в семье тот, кого все остальные слушаются. И надо сказать, что пес тут никогда не ошибается. Его не собьешь с толку даже когда-большой и сильный мужчина приказывает и распоряжается, а в конце концов все происходит так, как того хочет женщина, которая меньше и слабее его.

Но если вы встретите дом, где пес лежит, развалившись, на диване, грубо тычет носом своего хозяина, приказывая ему отправиться на прогулку, бросается на гостей, которые ему не нравятся, и выпроваживает их за дверь, приходит на кухню и требует самые лакомые куски, лезет на стол и ест из хозяйских тарелок, не обращая никакого внимания на приказы и распоряжения,— тогда можете быть уверены: в этом доме вожак — пес! А остальные — им ничего не остается, как в

этом признаться.

v него в подчинении.

Пересказал с польского А. СПИЧКА