Костёр 1991-09, страница 36

Костёр 1991-09, страница 36

ш:к еввтгш и злмол

УДЭГЕЙСКАЯ СКАЗКА

Давным-давно не было в этих краях людей, одни звери ходили, одни птицы летали. Но вот однажды закурился дымок костра, встала юрта на берегу реки, появились здесь близнецы, брат и сестра. Брат охотился, да так, что мог из лука попасть в глаз белки, сидящей на самой вершине кедра. Сестра из изюбриной1 кожи шила олочи2 и расшивала их невиданными узорами. Из бересты плела она ковры, пекла лепешки в березовой золе, и такие вкусные были эти лепешки, что маленькие лесные духи пудзя сбегались по ночам к их очагу и собирали крошки.

Так жили они. Проходило время, брат становился еще сильнее, а сестра все красивее.

И вот однажды утром брат посмотрел в деревянное блюдо, которое подала ему сестра и спросил удивленно:

— Сестра моя, вчера я с охоты принес сохатого, а в супе, что ты сварила, нет ни кусочка мяса.

— Год на год не приходится. Река разольется, как жить будем? Надо делать запасы, — ответила сестра.

В тот день охота прошла удачно — брат добыл изюбря, но на следующий день повторилось то же. Так прошло несколько недель, и брат стал слабеть от голода. Смотрит он на сестру, а у нее румянец на смуглых щеках играет, будто она не ест только вываренные кости.

«Ах, женщина, — думает брат. — Плохое дело ты замыслила».

На следующий день собрался брат в тайгу, взял лук, стрелы, лыжи надел, попрощался с сестрой. Но никуда не пошел, а спрятался за поленницей околы юрты. Что же видит он: выходит сестра из юрты, на ней лучший халат, медными монетами украшенный. На запястьях браслеты, в ушах серьги. Вышла она и поет. Зовет Амбу, злого духа. Вдруг — крак! — толстенная лиственница, стоявшая у юрты, раскололась, и вышел из нее Амба! Огромный, страшный, заросший рыжей шерстью, пена стекает с острых клыков. Задрожал брат за поленницей, рука сама к луку потянулась. А сестра ничего — взяла Амбу за руку, улыбнулась ему ласково, повела в дом.

«Вот кто все мясо съедает, — понял брат. Почернел от горя и заплакал.— Один я теперь на свете, нет у меня больше сестры. Предала она меня».

На следующий день притворился брат больным, лежит, семью шкурами укрылся, стонет тяжело. Сестра обеспокоилась, вытащила остатки мяса, что вчера для Амбы варила, но не стал брат есть того мяса.

— Больше ничего нет, — сказала сестра.

— Там на сопке я оставил половину сохатого, всего не смог принести, — сказал брат.

1 Изюбрь

" Олочи -

дальневосточный олень.

удэгейская обувь.