Пионер 1955-02, страница 55ПОДВИГ ХУДОЖНИКА Бывают лица на первый взгляд как будто неяркие, но врезающиеся в память. Вот так же и с картинами Венецианова. Они могут не поразить при первом взгляде: нет красок. Но, увидев их однажды, всё будешь вспоминать и раздумывать над ними. Венецианов привлекает нас, трогает наши сердца удивительной искренностью своих картин, своим задушевным отношением к жизни, своей любовью к простому народу. Художник Алексей Гаврилович Венецианов родился 175 лет назад. Всерьёз заниматься живописью Венецианов начал уже будучи взрослым бя быть художником и с: Уже первые работы Венет j. Он м . Но первых портретистов своего художник выбрал другой путь. из Москвы в свое небольшое имение Са-фонково в Тверской губернии. Здесь, в деревне, он со страстью принялся писать картины из крестьянской жизни. «Наконец, мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление 'Предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему,—и совершенно успел в этом,— писал о художнике один из его современников.—Подвиг Вене- ния, обратит многи ......ю ему...» Крестьян не считали людьми, и, конечно, художники не их делали героями картин. Художники XVIII века писали главным пев, вельмож, разряженных придворных дам. Они изображали дворцы, роскошные А Венецианов в одной из первых своих картин показал молотьбу, гумно. Труду крестьян посвящены и картины «Очищение свёклы», «На пашне», «Сенокос». Художник смело перенёс место действия «из дворца в хижину». Мир, который он любил и хотел изображать, — русская деревня, её природа, родная земля и те, кто на ней работают,— я худо- Посмотрите картины, которые Вот «Захарка». Какой у этого крестьянского мальчика пытливый взгляд, сколько энергии, ума, воли в его лице! Видно, что это уже настоящий работник в семье. Так и кажется, что он сейчас скажет о себе, как некрасовский «Мужичок с ноготок»: — Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Он о а За- Венецианов жил в тяжёлое, страшное время крепостного права. Крестьяне тогда считались собственностью дворян. Помещик мог проиграть крестьянина в карты, променять на какую-нибудь вещь, продать как товар. На ярмарках рядом с домашней скотиной и крестьяне и дети, продавались семьями и в розницу. В газетах того времени «В 15 части 2 кварт, в Четвертой Мещанской под № 111, продается девка, умеющая бельё шить и в тамбуре, гладить и крахма- харку, у него иной характер-кий, уступчивый, немного мечтательный. Венецианова интересуют эти ребятишки, и для него очень важно понять и особенности их характеров, и их обиды, радости, печали. Посмотрите на портреты девушек — и здесь Венецианов стремится показать душу человека, прекрасную душу русской жен- В картинах Венецианова вы видите крестьян на отдыхе и в труде. Вот картина «На жатве. Лето». ...Поля, залитые июльским солнцем, суржи... Кажется, можно ехать сотни вёрст и дальше —всё будут такие поля... поля... Величава и прекрасна родная природа. И величавы, прекрасны л..... к и корова хорошей породы...» Посмотрите на Kpei |