Техника - молодёжи 1935-06, страница 60

Техника - молодёжи 1935-06, страница 60

Газ, полученный под землей, сжигается на выходе

щихся, к избавлению «рабочих от дыма, пыли и грязи».

Так писал о предложении Рамсе я двадцать два года назад Владимир Ильич Ленин, потому что автором заметки в «Правде» был он. Капиталистические воротилы Того времени — «государственные люди» и промышленники — не обратили никакого внимания на проект Рамсея. А большевистский вождь, находясь в эмиграции, зорко следил за тем, что происходит в научном мире и с .пророческой силой отмечал и оценивал события, которые так или иначе могли отразиться на ходе борьбы за социалистическое переустройство общества.

Надо сказать, что идею о подземной газификации угля еще задолго до Рамсея высказал величайший русский химик Менделеев. Но предложение Менделеева было так основательно забыто, что когда оно 15 лет спустя было снова выдвинуто независимо от Менделеева Рамсеем, то русские газеты сообщали об этом, как о совершенной новости. Не знал, по-видимому, о первенстве Менделеева и Владимир Ильич. Но на деле Рамсею повезло лишь немногим больше, чем Менделееву. Один из друзей Рамсея взялся было осуществить его проект, но подоспела война, дело было заброшено и окончательно предано забвению.

Идее Менделеева-Рамсея суждено было возродиться вновь по инициативе людей, которые, казалось бы, стояли в стороне и от науки энергетики и от ее практики. В 1930 г. бойцы и командиры К-го кавалерийского полка, изучая под руководством своего комиссара, т. Октябрьского, сочинения Ленина, заинтересовались заметкой о подземной газификации. Они добились того, что в технической печати и в научно-технических организациях были подвергнуты обсуждению возможность и целе

сообразность осуществления этого проекта. Крупнейшие специалисты находили, что при всей сложности задачи нет оснований считать ее невыполнимой. Однако было очевидно, что окончательный ответ могут дать только опыты, и в 1931 г. по решению Центрального комитета партии было присту-плено к практической проверке.

Газификация угля сама по себе давно освоена техникой. В чем заключается процесс превращения угля в горючие газы? Если уголь просто сжигать, т. е. нагревать его при доступе достаточного количества воздуха, то получаются дымовые газы, не содержащие в себе больше никаких горючих соединений. Но если через разогретый уголь продувать строго ограниченное количество воздуха, безусловно недостаточное для полного сгорания угля, или продувать смесь воздуха с водяным паром, то в результате образуются газы, содержащие горючие соединения — окись углерода, водород, углеводороды. Газ, достаточно богатый этими соединениями, горит с такой же легкостью, как керосин или бензин, выделяя при этом тепловую энергию.

Превращение угля в горючие газы в специальных газогенераторах широко применяется уже много десятилетий во всех странах мира. Хотя при газификации угля часть тепловой энергии, скрытой в нем, теряется, все же в очень многих случаях получение газа оказывается чрезвычайно выгодным, потому что газ — несравненно более «благородное» топливо, чем уголь.

Газ может быть использован для освещения помещений и улиц, для отопления кухонных плит, ванных колонок и для других бытовых целей. Как топливо газ незаменим во многих отраслях промышленности: при выплавке стали в мартенах, при варке стекла на многих химических заводах. За последнее время газ усиленно вытесняет все виды твердого и жидкого топлива при обогреве любых промышленных печей, так как применение его повышает коэфи-циенг их полезного действия.

Газ горит ровно и сгорает целиком, не выделяя ни копоти ни дыма и не оставляя золы. Дозировать его очень просто, газовое пламя можно буквально в доли секунды убавить или усилить простым поворотом крана или вентиля. Газ можно передавать по трубам со всеми удобствами, присущими этому способу транспортировки.

При подземной газификации угля предполагается получать газ, обладающий такими же точно свойствами, как газ, добываемый в наземных газогенераторах. Процесс газификации в принципе также остается неизмененным: к раскаленному углю под землей подводят воздух в количестве, недостаточном для полного сгорания угля, или же подводят воздух с водяным паром (в смеси или поочередно то один, то другой). Но совершенно очевидно, что между газификацией угля в наземных генераторах и газификацией в условиях естественного залегания пластов существует большое различие.

Схематически устройство подземного газогенератора можно изобразить так: к пласту проводятся с поверхности две скважины (или два ствола). По одной из них подают воздух и пар, по другой — отводят на поверхность образующиеся горючие газы. Обе скважины соединяются внизу штреком или каналом. Пласт поджигается в одном месте и затем регулируют подвод дутья так, чтобы очаг горения постепенно перемещался, пока весь .пласт не будет подвергнут газификации.

Так выглядит газификация в самых основных чертах, на деле конкретные проекты подземной газификации много сложнее. Но уже из сказанного нетрудно понять, насколько различны технически, несмотря на принципиальное их сходство, процессы газификации в наземных и подземных генераторах.

К наземному генератору, как и ко всякому другому промышленному агрегату, имеется свободный