Техника - молодёжи 1935-06, страница 61

Техника - молодёжи 1935-06, страница 61

доступ. За его работой легко наблюдать, ее легко регулировать, по желанию приостанавливать или возобновлять. При подземной же газификации угля все это чрезвычайно затрудняется. О том, что происходит в глубине, можно судить в основном лишь пс составу выходящих газов да по температуре подземного очага.

Необходимо будет накопить огромный практический опыт, чтобы научиться уверенно вести этот процесс «вслепую». И вопрос о том> как управлять процессом подземной газификации, как регулировать его ход в каждый данный момент в соответствии с нуждами потребителя и технологической целесообразности, составляет, пожалуй, самую трудную часть проблемы.

Надо иметь в виду, что в подземном газогенераторе очаг горения движется, а топливо неподвижно. В наземном обычном генераторе процесс происходит в обратном порядке — в постоянный очаг горения подводится движущееся топливо. Очевидно, что подводить уголь к стационарному очагу гораздо легче, чем добиться непрерывного перемещения подземного очага при обязательном условии, что вся масса угля или по крайней мере подавляющая часть его в каждой данной точке подвергалась бы нормальной газификации.

В наземном генераторе газификации подвергается раздробленное кусковое топливо, тогда как под землей приходится иметь дело с монолитной громадой пласта. Вековой опыт газификации топлива учит, что степень раздробленности топлива оказывает первостепенное влияние на ход этого процесса. И в самом начале работ по подземной газификации считалось, что газифицировать нераздробленный пласт ке удастся. Первые проекты поэтому предусматривали обязательное разрыхление пласта с помощью взрывчатых снарядов, предварительно заложенных в скважины, пробуренные в пласте. Однако сейчас накапливаются доказательства в пользу того, что при определенном режиме процесса и определенном устройстве подземного газогенератора возможна газификация и монолитного пласта, или, как говорят, газификация «целика».

Уголь, газифицируемый под землей, находится под давлением горных пород, между которыми стиснут пласт. Это давление будет вызывать обвалы выгоревших участков и может приводить к различным нарушениям в устройстве подземного генератора. Приходится считаться и с действием подземных вод, которые могут просто погасить очаг или резко изменить нормальный ход процесса.

т

Нагнетающий шурф

Отсасывающий шурф/j

f-p Места /раз>кига

Стрелками указаны пути газа

Схема газификации угольного пласта

установка надземной аппаратуры (конденсора) на опытной шахте в Горловке

Можно ли вообще заставить уголь гореть под землей, хотя бы это горение было неполным? В этом сомневаться конечно не приходится. Практика горного дела знает бесчисленные случаи естественных подземных пожаров, возникающих в результате самопроизвольного воспламенения угольных пластов. Подобные пожары длятся иногда столетиями. Известны случаи, когда даже на поверхности почва настолько прогревается от подземного пожара, что этот жар ощущает нога. Наш Кузнецкий бассейн с его великолепными угольными месторождениями сильно страдает последние годы от естественных пожаров, истребляющих тысячи тонн ценнейших углей.

Интересно отметить, что идея подземной газификации возникла у Менделеева в результате ознакомления с подземными пожарами на Кизеловоких угольных копях. При таких пожарах нередко образуются горючие газы — продукты неполного сгорания угля. И если этс> происходит стихийно, то почему нельзя достигнуть этого же разумным регулированием искусственного подземного пожара, добиваясь при этом не случайного выделения газа, а равномерного его образования в максимальном количестве и нужного качества.

Сейчас, после двух лет опытных работ по подземной газификации, не приходится, собственно, уже приводить теоретических соображений в пользу того, что газ под землей можно получить искусственным путем. Это многократно доказано на практике. На пяти опытных участках: недалеко от города Шахты в Азово-Черноморском крае, в Ленинске-Кузнецком (Сибирь), в Горловке (Донбасс), в Лисичанске (Донбасс) и в Крутовке (Подмосковный бассейн) в последние годы проверялись различные проекты подземной газификации угля и во всех случаях удавалось получать газ. Правда, не «се опыты дали хорошие результаты, но даже в самом худшем случае горючий газ под землей все же был получен.

Человек разжигал пласт угля, получал различными способами газ, замедлял процесс подземной газификации или по своему желанию форсировал его. газ непрерывно шел в больших количествах из скважин в течение дней, недель, в одном случае (Ленинск) даже месяцев. По своему качеству, по своей теплотворной способности он часто не уступал лучшим видам газа, получаемого в наземных генераторах (до 2500 калорий в кубометре и даже больше). Его просто сжигали на выходе там, где его негде было использовать, а кое-где сжигали под паровыми котлами для получения пара.