Техника - молодёжи 1935-06, страница 62

Техника - молодёжи 1935-06, страница 62

В Шахтах процесс подземной газификации сейчас уже считают освоенным до такой степени, что там предполагают в скором времени приступить к опыту промышленного использования подземного газа: один из больших паровых котлов Артемовской ГРЭС будет переведен на длительное питание подземным газом. Примерно около 10 тыс. киловатт энергии будет получаться за счет энергии подземного газа. Для первого раза это очень неплохо, особенно если ■принять по внимание, что в Шахтах газифицируется тонкий, нерабочий пласт антрацита толщиной всего в 0,5 метра.

Обычными средствами горной техники такой пласт невозможно или по крайней мере невыгодно эксплоа-тировать. В этом между прочим заключается одно из существенных преимуществ подземной газификации угля: она позволяет использовать огромные количества угля, содержащиеся в многочисленных тонких и грязных пластах, которые до сих пор не принимались в расчет при оценке топливных ресурсов мира.

Но следует ли из всего сказанного, что проблема подземной газификации окончательно разрешена и что старым методам добычи угля пришел конец? Нет, не следует. Сегодня мы не можем даже еще сказать наверняка, удастся лй вообще претворить в жизнь идею Менделеева-Рамсея, удастся ли найти для нее столь удачное техническое оформление, чтобы оказалось вполне целесообразным использовать этот процесс в крупных промышленных масштабах. Принципиально возможность искусственного превращения угля в горючие газы под землей доказана на практике, доказана даже теми опытами, которые с технической точки зрения следует считать неудачными.

Но этого, разумеется, мало. Надо еще доказать, что при подземной газификации можно получать любые количества газа постоянного состава в течение любого периода времени, ибо только при этих условиях потребитель (завод, электростанция, жилой дом) сможет нормально работать на подземном газе. Надо еще доказать, что при подземной газификации тепловая энергия, заключенная в угле, используется не хуже, или во всяком случае лишь немногим хуже, чем при надземной газификации^ Другими словами, потери тепла в виде дымовых газов, непрогазифици-рованного угля должны быть сведены к минимуму. И, наконец, нужно доказать, что подземный газ дешев, или доказать, иначе говоря, что подземная газификация с экономической стороны выгоднее или по крайней мере также выгодна, как обычные старые способы извлечения угля из земли и дальнейшего использования его на поверхности.

До сих пор все это еще не доказано на практике с достаточной очевидностью. Но, с другой стороны, пока нет никаких оснований думать, что этого дока-

Установка для наблюдения из лаборатории за работой вентиляторов и других механизмов опытной газифицированной шахгы в городе Шахты

зать не удастся. Наоборот. Опыт двухлетнего практического изучения проблемы подземной газификации чрезвычайно обнадеживает.. Пока не встречено никаких непреодолимых затруднений на пути к окончательному ее разрешению.

Необходимо вести дальнейшие опыты, и надо думать, что в ближайшие годы, может быть, в ближайшие год-два, удастся внести в это дело полную ясность.

Сейчас наметились три основных направления подземной газификации. Существуют шахтные методы, предусматривающие предварительное разрыхление угольного пласта перед газификацией. Осуществление этих методов связано с проходкой шахт и проведением других, довольно значительных горных работ. Эти методы, следовательно, дадут возможность только частично освободить горняков от подземного труда. Шахтные методы, предусматривающие газификацию угля в нетронутом целике, сулят гораздо более полное устранение подземных работ и более дешевый газ, так как разрыхление .пласта—'дорогая и трудоемкая операция.

Бесшахтные методы преследуют цель — полный отказ от подземных работ; проходку скважин, каналов и прочих выработок, как и все другие работы по сооружению и экоплоатации подземного генератора, предполагается осуществлять с поверхности. Очевидно, что бесшахтные методы — наиболее прогрессивные, и было бы особенно желательно с помощью именно таких методов практически реализовать проблему подземной газификации. Наиболее многообещающим следует считать бесшахтный метод, разработанный сотрудниками Донецкого углехимического института и осуществляемый в Горловке. Этот метод основан на применении дутья, состоящего не из простого воздуха, а воздуха, сильно обогащенного кислородом. С помощью струй кислорода и предполагается прожигать в пласте угля необходимые каналы.

Тот день, когда удастся практически доказать безусловную возможность и целесообразность широкого применения подземной газификации угля, будет знаменательной датой в истории техники. Последствия этого события будут грандиозны. Сотни мощных подземных генераторов будут выдавать на поверхность миллиарды кубометров высококалорийного дешевого газа. Газ станет преобладающим видом топлива в индустрии и в быту. Промышленность химического синтеза получит огромное развитие: из дешевого газа будут изготовляться колоссальные количества азотных туков, бензина для авто-•и авиадвигателей, всякого рода растворителей. Из угольных бассейнов расползутся во все стороны трубы газопроводов, доставляя за сотни километров сжатый газ. Новые экономичные двигатели вытеснят паровые турбины. Вместо того чтобы сжигать газ под котлами и через посредство пара получать электроэнергию с небольшим коэфициенто.м полезного действия, предпочтут создать совершенные конструкции газомоторов и газовых турбин, т. е. турбин внутреннего сгорания.

Твердый уголь постепенно будет вытесняться со всех позиций, где он до сих пор господствовал почти безраздельно. Исследователи, стремящиеся получить железо из руд, минуя выплавку чугунй в домнах, удесятерят свои усилия. Ведь домны работают на коксе, а для получения кокса нужен твердый уголь. Чтобы окончательно избавить человека от необходимости добывать уголь под землей, металлургам придется поскорее разрешить проблему «прямого» получения железа путем восстановления руды газами.

Сейчас трудно себе представить конечные результаты осуществления подземной газификации. Изменится география индустрии. Грузовые потоки на транспорте примут совершенно иные направления. Перестроится энергосеть страны. А главное — миллионная армия пролетариев будет избавлена от необходимости проводить треть своей жизни под землей.