Техника - молодёжи 1937-01, страница 46

Техника - молодёжи 1937-01, страница 46

предложил план коренного переустройства Парижа (нашим московским читателям работы Ле-Корбюзье знакомы по новому большому дому на улице Кирова, выстроенному по его проекту). Сущность этого проекта заключается в том, что центр Парижа (деловые кварталы) обслуживается домами-башнями в форме креста с длиной , отрогов в 150—200 метров. Высота дома-башни — до 220 метров (60 этажей); он предназначен для учреждений и торговых предприятий и может вместить 30—40 тысяч сотрудников. Дом-башня строится с учетом воздушной опасности и с соблюдением требований, которые мы излагали выше. Фасады домов отступают от края улиц с таким расчетом, чтобы улица не могла быть загромождена обломками в случае разрушения дома; свободное пространство между домами и собственно улицей используется для подземных помещений и гаражей, покрыты^ бетонными плитами.

Тяжелая индустрия выносится за город в одно или несколько селений, в которых никто не живет. Жилые кварталы, более близкие к центру, застраиваются зданиями в 12 этажей, с фасадами уступной формы («улицы в виде зубьев») и без всяких внутренних дворов; ширина улиц и здесь соответствует требованиям ОВО. Более отдаленные от центра жилые кварталы состоят из 2—3-этажных вилл. Жилые дома Ле-Корбюзье предполагает строить совсем без первого этажа, заменяя его столбами (колонками), на которых покоится все здание; такая конструкция, якобы, обеспечивает дом от разрушительного действия взрывной

Американские небоскребы близко напоминают дом-башню французского архитектора Ле-Корбюзье. В Америке нет ни одного города, планировка которого соот-"1 бы масштабу его небоскребов.

Нельзя, однако, сказать этого о проектах частичного переноса городской жизни под землю. Ничего фантастического нет в том, чтобы организовать преимущественно подземное внутригородское движение. Всем известно, какое развитие получил в XX веке метрополитен, который в крупных городах стал одним из основных видов городского транспорта. Метро выгоден не только как мощное убежище на случай налета, но и как средство разгрузки наземного движения, что крайне важно для бесперебойной эвакуации, борьбы с поражениями, пожарами и т. д.

С этой точки зрения интересны проекты, выдвигавшиеся многими парижскими архитекторами и муниципальными деятелями. Они сводятся к устройству под Парижем сети подземных автомобильных магистралей, гаражей и площадей, оборудованных мощной вентиляцией и противопожарными средствами. Подземные улицы предполагалось строить на глубине, примерно, 16 метров.

Один из представителей буржуазного урбанизма, французский архитектор Ле-Корбюзье, еще в 1925 году

между перекрестками >

В центре города располагается один общий центральный вокзал в три яруса, на его крыше— посадочная площадка для самолетов; под вокзалом — центральная станция метро.

Две перпендикулярные артерии, пересекая Париж крест-накрест, допускают уличное движение большой скорости; прочие улицы обеспечивают доступ к каждому дому-башне и во все кварталы. Число перекрестков, являющихся главным препятствием для скорости движения, резко уменьшается; проект устанавливает расстояние .......... ,ie менее 300—400 метров — предел,

определяющий границы квартала, среди которого возвышается дом-башня. Все свободные площадки покрываются зелеными насаждениями.

Не все, конечно, в проекте Ле-Корбюзье соответствует требованиям ПВО —укажем хотя бы на уязвимость центрального вокзала; жилые дома также выгоднее иметь не в форме оплошных зубчатых линий, а в виде отдельных построек, изолированных друг от друга.

Некоторые элементы проекта не новы. Достаточно указать на американские небоскребы, близко напоминающие дом-башню. Но в Америке нет ни одного города, планировка которого соответствовала бы масштабу его небоскребов, так как капиталистические города строятся хаотически, стихийно. В то же время любой капиталистический город недостаточно богат для того, чтобы перестроить свои центральные кварталы до самого основания. Эти два обстоятельства—бесплановость капиталистического строительства и отсутствие средств для коренной реконструкции—делают проект Корбюзье, не

44