Техника - молодёжи 1937-03, страница 49

Техника - молодёжи 1937-03, страница 49

этого воздух напревастся до температуры, стоящей за пределами самовоспламенения топлива, примерно до 750° Ц. После этого в цилиндр вводится горючее, твердое или жидкое, но в чрезвычайно распыленном состоянии и так постепенно, чтобы сгорание шло без взрыва, при постоянной температуре.

■Воздух в цилиндре уже настолько раскален предварительным сжатием, что горючее, поступая в цилиндр, попыхивает без зажигания. Далее следует расширение газов, как обычно, а затем, три обратном ходе поршня,— выталкивание продуктов сгорания.

В отличие от всех современных двигателей внутреннего сгорания, ди-зе.тьмотор засасывал чистый воздух, а не смесь воздуха с парами горючего. Это могло иметь огромное, значение, так как было доказано, что чем •выше степень сжатия, тем больше

Двухцилиндровый двигатель Дизеля.

Разрез двигателя Дизеля.

используется горючее. В двигателях Отто невозможно было повысить сте-. пень сжатия, так как взрыв смеси в этом случае происходил преждевременно, еще до зажигания, что делало работу мотора непроизводительной и опасной. Чистый воздух, всасываемый по циклу Дизеля, можно было доводить до каких угодно, степеней сжатия. Мотор Отто нуждался в аппарате для зажигания смеси. Дизельмото-ipy он был не нужен. Двигатели Отто работали взрывами. Дизельмотор

степенного сгорания, так как горючее в него вводилось постепенно и не в газообразном состоянии, а в распыленном.

Теоретически двигатель Дизеля мог работать на любом виде топлива: жидком или твердом — от угля до бензина. Исходя из практических соображений и имея целью заменить паровую машину, сам Дизель выдвигал на первое место в качестве'' топлива для дизельмотора уголь, превращенный в пыль, вдуваемую в цилиндр посредством сжатого воздуха.

. Брошюра и патент Дизеля вызвали большой интерес У специалистов. Никто не оспаривал правильности теоретических выкладок Дизеля, но мало кто допускал возможность практического осуществления «рационального двигателя». Специалисты-практики, вроде главного инженера Аугс-бургского завода Крумпера, просто смеялись над тем, что можно одним движением поршня сжать воздух с такой силой, что он раскалится до температуры самовоспламенения топлива. Однако, научные авторитеты, как Линде, Цейнер и Шреттер, были на стороне молодого ученого.

Осуществлению своего двигателя в Аугебурге; Дизель посвятил четыре года неустанного труда. Это было время суровой борьбы с людьми, с природой, с несовершенством технических средств, с ошибками, допущенными в теоретических выкладках.

Уже при постройке первого опытного двигателя, законченного в июле -1893 года, Дизель убедился, что основным препятствием к достижению сгорания при постоянной температуре является попытка применять в качестве топлива угольную пыль. Нужного для такого изотермического сгорания количества топлива оказалось недостаточно даже для того, чтобы сдвинуть поршень с места. Надо было отказаться от изотермического сгорания или от угольного топлива. Дизель решился на второе и,перешел на применение керосина и бензина. Убедившись, далее, в невозможности достигнуть сжатий в 90 атмосфер, он стремился к сжатиям, вдвое меньшим, однако, практически ему удалось сжимать воздух лишь до 30—40 атмо-

После 20-дневных опытов, 10 августа, Дизель решил ввести в цилиндр горючее. Был выбран бензин. С величайшим волнением следил изобретатель за приготовлениями. Возле него стоял его старый приятель по студенческой скамье Люсьен Фогель, теперь руководивший мастерскими. Машина была приведена в движение трансмиссией. Мотор, по знаку Дизе

ля, подал из нагнетательного насоса порцию бензина в цилиндр. Друзья с волнением смотрели на индикатор, указывавший высоту давления отработавших газов.

— Вспышка сейчас произойдет! — воскликнул Дизель.

Действительно, стрелка индикатора тотчас же-, шарахнулась ввысь, свидетельствуя о том, что вспышка действительно произошла и началось расширение продуктов сгорания.

— Давление восемьдесят!—заметил Дизель.

Но давление в действительности было выше: индикатор разлетелся на куски. Дизель едва не получил удара в голову. Свистящий воздух оставил след на виске. Бледный Люсьен с испугом оглянулся на друга. Несколько секунд они смотрели- друг на друга в безмолвном волнении. Несчастный случай доказал, что чистый воздух, подвергнутый сжатию в 35 атмосфер, действительно тем самым доводится до температуры, далеко превосходящей температуру самовоспламенения, и топливу не нужно для зажигания искры.

Дизель был быстро исправлен и подвергся новым испытаниям. Но вдохнуть в него жизнь не удалось: эта машина Дизеля никогда не работала самостоятельно. Однако, она дала Дизелю опыт, с которым он принялся строить второй опытный

Сборка грузовых автомобилей с ди-зельмоторами на Ярославском автозаводе.

47