Техника - молодёжи 1939-03, страница 33I. СМНРНЯГНН * £«. ЦП ГО ВИЧ о воздигй границы сферы им дух* Он даме вы галс« определить высоту воздушного покрои и утверждал что она равна (по вашим мерам) 33 километрам Последователи Аристотеля возвели вне рушимый закон его учение о четыре* эле ментах При этом они признавали за природой разумно действующее качало и оку тывалн свое учение изрядной долей мистицизма. Так например они учили, что природе свойственна «боязнь nvcTora» — «хорркбл вакуум» и п »т му она заполни ет воздухом асе что не может был. за подяепо водой, землей или огнем Эту теорию ороооаедывалн и средневековые схоласты, которы i сами не были способ но вот в XVI в • итальянском город* Флоренции произошло событие, котором) суждено было опрокинуть ыегояаюувса догму Аристотеля В авоху Возрождения Фл рсиция становится крупным культур нЫ1 и научным центром. Здесь жил Га лнлей со своими любимыми учениками -Торичелли и Впвиаии. Вместе с нккм Галилей занимался исследованием воздуха и установил, что он обладает весом нагие тая воздух в сосуд. Галилей замечал, что сосу; становился несколько тяжелее В 1640 г во Флоренция был сооружен водяной насос, с пом лью которого хотт ли достать воду с большой глубины. Ио вода, следуя за поршнем, доходила trniw до известного уровня и. несмотря «п на какие усилия выше не поднималась. Зага дочное явление поразило флорептийскмл ученых, hd даже великий Гвлплсй кс смог найти ему объяснения Однако то. sein ие удалось сделать великому старцу, удалось его талантливому ученику ■ помойнику — Торнч алн. Торичелли пои ял. что весомость воздуха, открытая Галилеем, и есть тот ключ который поможет раскрыть тайну фтореиткй. ского колодца. Вовдух веент* рассуждал орнчелли. следовательно, ои давит "иа поверхность жидкости и заставляет ее под-ua тъел до известного уровня. Этот vpo-веиь высок % воды, ио сс.ти мять ртуть ы к творчески .мучной мысли Теопвв »*УУ"* ««« «с очень иой дач обьясяеиня миогяж „левий тер ДУе» - лиачагг. где-то воздуха сказа лось иг достаточно, а природа " Если опу SSTSLST "Я течение дс„ ^ети» «SSTT-lЛ •о •«, к торме пит,»/ «ую отчиму ИСТ"М 'Tfa протяжения целых ты ячелетий вечд х был дла человека непонятным к даже загадочным веществом. Воздух иель-у» <\ыпо in увядеть. ик у лышвп ни вэве ит iu руке, я в то же время человек «уэстяпвал, что какое то неуловимое вещество ушестяует рядом с мим этим веществом дышат его ощущают, как ветер, оно встречается всюду, куда пв пойдешь, как «иекмй дух. невидимы» и вездесущий». В VI в до пашей ары греческий фило -©ф Диакскмем Милетский, раздумывав над сутоиос-ью вещей, пришел даже я яыво-' ду. что «все существующее происходит ял олуха, цуге» сгушев&а я разрежения его». Древчие яатурфилософч мяч по стопам Крвстотеля. жившего в IV в. до нашей ры. < «к ати воздух одним из четырех -ц м,ы* мемеигоя вселеиио». наряду с огнем я землей. Эти четыре мемеи мнению лреаият. соединяясь я раз < сочетаниях, образуют вге видимо» обра не вселенной Аристотель счи что воздух окрунает земею «ид* ■ческей оболочки причем за rrofl обо-«о* начинается целая сфера - сфера * ./гни Наблядая за сумерками н заиеив. Crrv темнота наступает но сразу после чя-ivi а солппа Аристотель сделай вывот ' ШЕп- нгчпке ш отражаются от щгрг- ТТТмИ. --- .ot^tvtoj^y^z л q вишс « АЮцшь ^ ^ U)<mf<1 пусто inм |