Техника - молодёжи 1946-04, страница 19

Техника - молодёжи 1946-04, страница 19

Ьр<киш

етвующие мало верили в его успех. Больше того — находились и такие пес симисты, которые смотрели на Эли как на кандидата в покойники. Ведь само лету оставили только i 1 метров дл < разбега, — казалось неизбежным, что машина упадет в воду и разобьется Правда, спасательные команды в шлюпках уже на воде, уже приготовились выручать пилота и машину, если они упадут »в море.

Крейсер идет полным ходом против ветра. Вот подана команда к взлету-Машина пробежала свои 11 метров и,., не набрав необходимой скорости для взлета, отделившись от корабля и как бы планируя, снижается к воде. Люди на крейсере,тревожно переглядываются. Командир уже готов произнести слова команды спасательным шлюпкам. Но там, на самолете, Эли не растерялся. Ведь высота площадки над водой довольно велика. Пока машина снижается, но все же летит вперед, Эли набирает скорость. Все стремительней мчится вперед самолет» точно ускоряет свое падения тормозного устройства для торможения садящихся самолетов (аэрофинишер), 15 — посадочная площадка, 16 — мастерские, 17 — верхний ангар, 18 ~~ катеры, 19 — лекционный ш, 20 — тренировочная кабина для слепых полетов, 21 — офицерские каюты, 22 —запасные помещения, 23 — столовая младших командиров, 24 — помещение для хранения авиамоторов, 25 — нижний ангар, 26 — огнеупорная переборка, 27 —лазарет, 28 —кают-компания, 29 —столовая для команды, 30 — хлебопекарня, 31 — динамомашины, 32 — ванная, 33 — умывальники, 34 — дезинфекционная камера, 35 — вспомогательные механизмы, —нефтецистерны, 37 — котельное отделение, 88 — машинное отделение, 39 — кладовые. На палубе — стартующий самолет и самолеты, подготовляемые к старту. На заднем плане — эсминцы охранения авианосца.

ние, И вдруг на крейсере ясно увидели—машина уже не падает. Вот она низко-низко стелется над водой, затем все больше растет, увеличивается просвет между шасси и морем. Теперь уже хорошо видно — самолет явно набирает высоту, вот он уже парит в воздухе, н«»д волнами, которые чуть-чуть не поглотили смелого летчика.

Прошло два месяца. Снова в море крейсер США, на этот раз «Пеисильва-иия». И снова на корабле площадка. Теперь она не на баке, а на корме, она длиннее — больше 36 метров — и шире—• почти 10 метров — и еще меньше наклонена к горизонту. Но на площадке нет самолета, нет летчика. На корабле только еще ожидают их прилета. На этот раз испытывается не взлет с корабля, а посадка на его площадку. И тот же Эли должен вот-вот прилететь с берегового аэродрома и «приземлиться» на крейсер. Нетерпеливо ждут его моряки, Снова наготове спасательные команды. Наконец наблюдатели донесли: в воздухе над горизонтом — точка. Это самолет Эли, ом все ближе и ближе. Вот он уже над крейсером и, точно крылатый хищник над добычей, делает круг над кораблем, заходит еще и еще раз, ниже, ниже, уменьшает скорость, готовится к посадке. А «Пенсильвания» как бы уходит от самолета, так что Эли «догоняет» ее с кормы и, наконец, благополучно «сажает» свою машину на площадку крейсера.

Так впервые удалось доказать, что можно создать плавающие аэродромы, что на море можно обойтись без больших, очень длинных и широких взлетных и посадочных площадок, что, значит, можно на кораблях приближать свою авиацию к флоту и берегам противника и этим обеспечивать участие авиации в боевых действиях флота.

А очень скоро стало ясным, что все это необходимо, что самолеты на корабле могут оказаться сильными помощниками в бою, особенно против воздушных сил противника.

31 августа 1917 года английский легкий крейсер «Ярмут» выполнял боевое задание у берегов Дании. На корабле в

носовой части была оборудована валет ная площадка, на ней —самолет. В воз духе над морем, пока еще далеко, показалась длинная серебряная сигара — германский дирижабль «Цепеллин». Враг в воздухе — уже а те времена это означало большую, трудно отвратимую опасность, Ведь казалось, что корабль ничего не может противопоставить этому почти неуязвимому противнику: зенитные орудия тогда были еще очень несовершенными.

Но «Ярмут» быстро разворачивается против ветра, его самолет уверенно взлетает и стремительно приближается к дирижаблю. Первый заход, потом вто рой, трассы пуль протягиваются от самолета к дирижаблю, еще и еще... Они «прошили» оболочку «Цепеллина». Сначала один, затем уже «стая» дымков возникает у оболочки' и отделяется от нее. Изнутри вырывается пламя. Оно быстро охватывает весь дирижабль, и огромным факелом «Цепеллин» падает в море.

Так самолет, взлетевший с плавающего аэродрома, с площадки на корабле, одержал свою, первую победу. Ее, эту победу, уж никак нельзя было приписать случайной удаче. Моряки и кораблестроители поняли это, и еще в том же 1917 году закипела работа по проектированию кораблей-авианосцев. С этим делом очень спешили. Но одновременно и в Англии, и в Америке, во Франции и в Японии один за другим начали пере страивать в авианосцы уже существовавшие корабли-линкоры, крейсеры, пас сажирские суда и транспорты.

Как же эти корабли приспосабливались к новом} боевому ипзначеишо. Прежде всего кораблестроители раишлн как можно больше увеличить взлетную и посадочную площадки. И тогда они пришли к тому, что лучше всего настолько удлинить обе эти площадки, чтобы они вовсе соединились, чтобы получился своеобразный аэродром во всю длину и ширину корабля. Так и сделали. Надстроили над верхней палубой еще одну сплошную полетную палубу. Эта палуба точно «сбрила» все обычные надстройки корабля. Но куда