Техника - молодёжи 1953-09, страница 8

Техника - молодёжи 1953-09, страница 8

а вдоль стен поставлены колонны диаметром около метра каждая. Они примыкают друг к другу, и поэтому стены зала студии кажутся волнистыми. Уже это одно мешает рождению эха. Но советские конструкторы, кроме того, придумали остроумное устройство для окончательной победы над эхом. Колонны, поставленные вдоль стен, сделаны полыми и вращающимися, а стенки их примерно на половину окружности покрыты отверстиями. Поворачивая колонны так, чтобы некоторые из них были обращены внутрь зала всем своим дырявым боком, а другие только частично, ин-женер-акустик может подобрать такую «обстановку» для звуковых волн, ударяющихся об эти колонны, что волны почти полностью «вязнут» внутри колонн, и эхо и чрезмерная реверберация не возникнут.

• Студийное вещание дает наиболее «чистые» в звуковом отношении передачи. Помехи в виде посторонних шумов в таких передачах отсутствуют полностью.

Второй вид вещания — трансляционный — основан на использовании проводной телефонной связи — городской и междугородной.

В этом случае микрофон-звукоулавливатель устанавливается, например, в концертном зале, на сцене театра, на стадионе, на трибуне, — словом, там, откуда надо вести трансляцию. Провода от микрофона через усилительное устройство подключаются к линии телефонной связи. Так по проволочному «каналу», как говорят связисты, звуковые колебания, уловленные микрофоном, поступают в аппаратную вещательной студии и отсюда уже через систему передачи к вещательной радиостанции. Передачи по трансляции центральное вещание ведет не только из московских театров или с московских стадионов. Современная система междугородных телефонных связей позволяет передавать из Москвы спектакль, идущий в Киевском театре имени Франко, концерт из Ленинградской филармонии, репортаж о ходе футбольного состязания из Тбилиси или об отплытии китобойной флотилии «Алеут» из Владивостока. Трансляция намного расширяет возможности радиовещания. Еще больше расширяет эти возможности применение магнитофонов. С помощью этих аппаратов можно записывать речь и симфонии, исполняемые большим оркестром, шум работающих гидротурбин и пение птиц. Узкая пленка с записанной на ней лекцией или беседой ученого, арией, исполненной певцом, сценой из пьесы, сыгранной в театре, и т. д. может храниться долгое время.

Стандартный рулон пленки «вмещает» в себя 30 минут звучания.

Запись звука на магнитофон производится с помощью обычного микрофона, а воспроизведение осуществляем ся посредством лампового усилителя и громкоговорителя.

Сейчас во всех студиях центрального вещания установлены магнитофоны. Они позволяют записывать многие передачи заранее, до выпуска их в эфир. Это очень удобно. Ведь не всегда, когда это нужно по программе вещания, ученый может приехать в студию и не всегда одинаково хорошо поет певец. Магнитофон же позволяет записать беседу ученого, когда он свободен, а из нескольких записей арии или песни, исполненной певцом, выбрать наилучшую, наиболее полно отражающую его мастерство. Магнитофон, кроме того, дает возможность составлять концерты или речевые передачи. Ферромагнитная пленка, на которую производятся записи, хорошо склеивается. Поэтому режиссер вместе со звукооператором из нескольких пленок с записями, сделанными в разное время и в разных местах, могут составить одну для передачи, длящейся 15—30—60 минут.

Центральное вещание в последние годы накопило огромный фонд записей музыки, речевых передач и т. д.

Фонотека, или хранилище пленок, центрального вещания имеет сейчас более 200 тысяч записей. Среди этих записей много тысяч музыкальных произведений в исполнении самых различных оркестров, хоров и отдельных исполнителей.

Ценность магнитофона для вещания заключается еще и в том, что с его помощью можно производить записи вне студий. Для этого применяются «радиопередвижки» — автомашины, в кузове которых установлены магнитофоны и усилительные устройства для передачи записей по линии телефонной связи. Операторы такой радиопередвижки могут в несколько минут протянуть провода и установить микрофоны в любом концертном зале или на сцене театра, в колхозном клубе, в цехе завода, в лаборатории научно-исследовательского института, на стадионе и т. д. Затем ведется

запись концерта, спектакля, лекции или радиорепортажа.

Корреспонденты центрального вещания на местах теперь также имеют возможность производить запись своих сообщений, интервью, репортажей с помощью ч портативных переносных магнитофонов. Это позволило оживить радиоинформацию о текущих событиях. Раньше ее полностью читали дикторы, теперь в программы почти каждого выпуска «Последних известий» включаются кадры, записанные на пленку радиожурналистами в колхозах, на заводах, в шахтах... Если эта запись срочная, то корреспондент не посылает ее самолетом в Москву, а идет на пункт междугородной телефонной связи и передает свой репортаж по проводам в дежурную аппаратную центрального радиовещания. Здесь репортаж вторично записывается «а пленку и после проверки качества включается в программу выпуска «Последних известий» или в какую-либо иную передачу.

Над дверью каждой студии центрального вещания укреплен стеклянный плафон. Когда идет запись на пленку или передача в эфир, на плафоне появляется светящаяся надпись: «Тише! Идет передача».

Каким же образом «идет» передача в эфир?

Все радиостанции — длинно-, средне- и коротковолновые, через которые происходит вещание из Москвы, расположены за пределами города.

Из студии передача «доставляется» на вещательную станцию. «Доставляется» она по кабелям, проложенным под землей.

Для того же, чтобы на передающие станции поступили достаточно мощные электрические сигналы, применяется специальное усилительное устройство. Оно значительно усиливает электрические импульсы, возникающие в микрофоне в результате преобразования им звуковых волн, и направляет их в «канал», ведущий к вещательной станции. Затем электрические колебания звуковой частоты поступают в передатчик. Здесь они складываются с мощными электромагнитными колебаниями высокой частоты, излучаемыми антенной передатчика. И в тот же миг, как от этой антенны во все стороны по радиусам (радиус — по-латыни луч; отсюда и произошло название «радио») разбегаются электромагнитные волны, во всех краях нашей огромной страны, во всем мире слышится голос Москвы. Именно в тот же миг, потому что электромагнитные колебания распространяются со скоростью, близкой к скорости света* то-есть 300 000 километров в секунду.

Десятки и десятки миллионов радиоприемников настраиваются на прием голоса Москвы, раздающегося круглые сутки и в городах, и в селах, и в полевых станах, и на кораблях, и в поездах, и на самолетах.

Советские конструкторы создали много типов радиоприемников, в том числе высшего класса, которые позволяют уверенно принимать Москву за многие тысячи километров, например на самых дальних восточных окраинах нашей Родины. К таким приемникам относится приемник «Мир», недавно выпущенный Рижским радиозаводом.

Советские конструкторы создали также и специальные устройства, позволяющие к одному приемнику подключать несколько (в иных случаях сотни) громкоговорителей. Это устройство называется радиотрансляционным узлом. Оно состоит из мощного приемника и устройства, усиливающего поступающие электрические колебания.

Из усилителя электрические импульсы направляются по проводам к громкоговорителям, установленным в городских квартирах, в домах колхозников, в цехах завода и т. д.

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза дал в своих директивах указание осуществить в пятой пятилетке дальнейшее развитие радиовещания. В эти годы должна быть завершена сплошная радиофикация нашей страны. В каждом селе, в каждом поселке должны быть организованы радиотрансляционные узлы. Работники радио должны предельно улучшить качество радиовещания. В связи с этим намечено развивать вещание на ультракоротких (менее метра длиной) электромагнитных «олнах. Передачи на таких волнах особенно хорошо, четко слышимы.

Забота Коммунистической партии о развитии радио-это одно из проявлений ее великой заботы о благе советских людей, об их политическом росте, культурном развитии, об их отдыхе.

6