Техника - молодёжи 1960-11, страница 46шиш и ш ФИГУРЫ ЛИССАЖУ Любопытные результаты можно получить, складывая взаимно- перпендикулярные механические колебания. Простой самодельный прибор позволяет осуществить такое сложение. Этот прибор — не что иное, квк комбинированный «двух-втажный» маятник, который может колебаться одновременно в двух взаимно-пер-пендикулярных направлениях. Для того чтобы сделать такой маятник, возьмите деревянную рейку длиной 35— 40 см. подвесьте ее на суровых нитках или тонком шпагате, как показано мв рисунке. Подвешенная на четырех нитках рейка сможет качаться только в вертикальной плоскости, проходящей вдоль нее. Получился верхний маятник. Нижним маятником будет служить склеенный из плотной бумаги конус, подвешенный вершиной вниз на двух нитках к концам рейки. Колебания втого конуса будут происходить в вертикальной плоскости, перпендикулярной рейке. В конус нужно насыпать сухой, тщательно просеянный песок. Вершина конуса должна иметь небольшое отверстие. из которого песок мог бы высыпаться тонкой струйкой. Весь комбинированный маятник должен быть подвешен с таким расчетом. чтобы вершина конусе с песком находилась над столом на расстоянии не больше 1 см. На стол положите большой лист белой бумаги. Надо потренироваться, чтобы уметь быстро положить или убрать втот лист, не задевая маятника. Приступим к опытам. Сначала качните только, рейку, не приводя в колебание нижний маятник. Струйка песка начертит прямую линию. Если, остановив верхний маятник, вы качнете только бумажный конус, то песок «нарисует» другую прямую линию, перпендикулярную первой. Но если вы качнете одновременно и нижний и верх ний маятники, то их колебания сложатся и конус с песком будет двигаться по ка-кой-то причудливой траектории. Струйка песка запечатлеет на бумаге вту траекторию, и вы сразу после двух-трех колебаний маятника вытащите бумагу с изображенной на ней фигурой. Это надо сделать быстро, потому что колебания будут постепенно затухать, песок будет сыпаться все время на новом месте, и контур фигуры исказится. Полученную фигуру можно зарисовать. Если вы будете менять соотношение в длинах обоих маятников, верхнего и нижнего, оставляя общую длину постоянной (чтобы конус был над столом на одном и том же уровне), то характер рисунка тоже будет изменяться. Изменяя длину маятников, вы тем самым изменяете период их колебаний. А при различных отношениях периодов этих маятников будут меняться и фигуры, которые «рисует» песок. На форму рисунка оказывают также влияние и амплитуды маятников (величина размаха) и соотношение между так называемыми начальными фазами, которые зависят от того, в какой момент пущен один маятник по сравнений) с другим. Фигуры, получаемые в результате сложения двух взаимно-перпендикулярных колебаний, называются фигурами Лиссажу — по имени французского физика, который их изучал. ВОПРЕКИ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ — Невероятно! Все, что художник изобразил на 3-й стр. обложки. невозможно. Здравый смысл подсказывает, что... например. втот гонщик с ведром на голове, усевшийся на велосипед задом наперед, свалится в пропасть. И совершенно невероятно, что как-то сумеет переехать ее по доске. — Как знать? Если говорить вполне точно, такое событие не невероятно, а маловероятно. А рая уж оно маловероятно, то. значит, некоторые шансы на успех все-таки есть. Тут в разговор сторонника и противника здравого смысла вмешался математик. — Многие законы природы, — сказал он, — имеют статистический характер. Что это значит? Если, к примеру, мы хотели бы узнать, как движется каждая молекула газа, заключенного в сосуд, то сделать вто нам бы не удалось. Ведь число молекул измеряется гигантской цифрой. Но как раз благодаря тому, что это число столь велико, нам нет никакой необходимости следить эа судьбой отдельной молекулы. Для объяснения физических свойств газа достаточно только знать, -что происходит со всеми ними в среднем. Так, среднее количество ударов молекул о стенки сосуда, а значит и давление газа, во всех местах одинаково. Но все же из-за беспорядочного движения молекул теоретически не исключена возможность, что в одном из двух сообщающихся цилиндров соберется больше молекул, чем в другом, и давление в нем повысится, как вто изобразил художник на одном из своих рисунков. Также нельзя считать невероятным, что дом не удержится на острие конуса, хотя автомашину под ним. конечно, лучше не ставить. И, может быть, имея достаточно много времени — гораздо больше, чем продолжительность одной жизни, — и осуществив гигантское число попыток, стрелок из лука сможет вонзить стрелы одна в другую, подрывник — получить копии Венеры Мнлосской, мартышка — напечатать роман, а синоптнк, гадая на ромашке: «То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли...», — сможет составить правильный прогноз погоды на будущий год. Тогда эти необыкновенные происшествия произойдут уже не вопреки, а в полном соответствии с теорией вероятности. СОДЕРЖАНИЕ A. Ефимьев — Комсомол штурмует время . . . . С. Миренбург и Ю. Флаксермен, инженеры — ТЭС без котлов и паровых турбин........ Новое поколение тракторов . . . -...... Специалисты отвечают на вопросы по сварке . . И. Несиородьее, ннж. — Сталь рождается вновь . . Страница открытых писем.......... Земля —космос - Земля B. Парии, действ, чл. Ак. мед. наун — Человеи в космическом полете......... •_• • • М. Кривсиий и А. Софроиов. инженеры — Роторный гигант ................. Новости советской техники.......... А. Викторов, ннж. — ГЭС-анкумуля- >р..... К. Гладков, инж. — Газовые и жидкостные усилители М. Л ей истер - О том. кик неприятно ждать неприятностей. Фантастич рассказ ........ В мире книг и журналов.......... В лабораториях и институтах страны...... Вокруг земного шара....... • • • • • А. Эмме, канд. биологических наук — Суточные ритмы жизни .. ............. Знаете ли вы, что . . . ........... Л. Левитсиий, аспирант — Секреты мыла .... О П Н В НС ЛЫ . « . • ••••••*'** Лаборатория на столе. Вопреки теории вероятности ОБЛОЖКА художников: 1-я стр. — А. ПОИДИНСКО-ГО. 2-я стр. — Н. НЕДБАЙЛО, 3-я стр. — Г. КЫЧАКОША. 4-я стр. - Р. АВОТИИА. „жтмл.л ВКЛАДКИ художников: 1-я стр. — ДАШКОВА, 2-я стр. —Г. ВОЗЛИНСКОГО, 3-я стр. — С. НАУМОША, 4-я стр. —Ф. БОРИСОВА. 4 5 8 12 13 14 19 30 22 24 25 26 31 31 32 34 36 37 30 40 Главный редвитор В. Д. ЭАХАРЧЕНИО Редколлегия: М Г. АНАНЬЕВ, К. А. ВОРИН, Г. П. БУРКОВ, К. А ГЛАДКОВ. В. В. ГЛУХОВ. П. И. ЗАХАРЧЕИКО. Я. 3 КОЗИ-ЧЕВ. О. С ЛУПАНДИН, В Г МАВРОДИАДИ, И. Л. МИТРАКОВ, А. Н. ПОВЕДИНСКИИ. Г. И. ПОКРОВСКИИ. Ф. В. РАВИЗА (ответственный секретарь), И. Г. ШАРОВ. Н. М. ЭМАНУЕЛЬ. Адрес редакции: Москва. А-55. Сущевская. 21. Тел. Д 1-15 00. доб. 4 66; Д 1-86-41; Д 1-08-01 Рукописи не возвращаются Художестненный редактор Н. Перова Технический редактор М. Шлвисиая Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» Т13183 Подписано к печати 27/Х 1960 г. Бумага 61.5x921/*. Печ. л. 5,5 (5.5), Уч. изд. л. 9,3. Заиаа I860. ___________Тиряж ЬОО 000 вка. Цена 2 руб.______ С набора типографии «Красное знамя» отпечатано в Первой ОАреецоноА типографии имени А. А. Жданова Московокого город ского совнархоза. Москва. Ж-54, Валовая. 28. Заказ 032. Обложка отпечатана в типографии «Красное знамя». Москва. А-55. Сущевская. 21. |