Техника - молодёжи 1968-12, страница 30vp окиклшннтделлЕ. КАРАВАЕВА, кандидат архитектуры; В. ПЛУЖНИКОВ, историк искусств Завороженные вступаем мы под расписные гулкие своды древних русских храмов. Дивимся простору бесстолпных палат. Вправду, как писал летописец, «примечания достойно, что таковы долготы и широты, свод един без столбов содержится непоколебим». Интереснейшую страницу в истории русского зодчества занимает свод. С XI по XVIII век он оставался главной каменной конструкцией. Знать, что такое свод, обязан был каждый, кто собирался взять в руки мастерок. Старые каменщики рассказывают: перед зачислением новичка в бригаду ему задавали вопрос: «Можешь ли ты сложить арку из 12 кирпичей?» Если тот отвечал, что может, его с позором выгоняли. И вот почему: в отличие от стоечно-балочной системы, в основе которой лежит давление балки на стойку, в своде действует сила трения клиньев. Центральный клин, замыкающйй свод, называется «замком», а нижние клинья, у которых один бок лежит наклонно, а другой горизонтально, — «пятами». Они передают тяжесть на опору. Если в середине свода (при четном числе кирпичей) вместо «замка» получается шов, свод как бы не замкнут и считается ненадежным. В старину зорко следили за качеством выполнения сводов. В случае появления трещин подрядчик и те, кто поручился за него, обязаны были выплатить заказчику чуть ли не двойную стоимость постройки. Такая же угроза нависала над подрядчиком, если он не успевал закончить каменные работы ко дню Симеона Летопроводца, то есть к 1 сентября по старому календарю. Медленно твердеющим известковым раствором можно было работать только в теплое время года. Часто во избежание случайностей ставилось и такое условие: чтобы каменщики пили один квас и «ни за каким дурном в город не ходили». На славу удался суздальским строителям XVII века архиерейский дом. Удивительный свод его большой бесстолп-ной палаты отличался не только прочностью, не только хорошо отражал с помощью распалубок скупой свет, проникающий сквозь слюдяные оконницы, он обладал и редкими акустическими свойствами. Голоса, раздававшиеся под сводом, приобретали могучую силу, становились раскатистыми. Говорят, что можно было встать в такую точку палаты, Рис. В. Плужнинова где любой звук сопровождался эхом. И когда архиерейский дом перешел во владение семинарии, среди семинаристов находились любители-басы, которые читали здесь в торжественных случаях специальные стихи, рассчитанные на эхо. Создавалось впечатление, что живому голосу «отвечае^» голос с неба. Видно, мастера выискивали такую форму свода, чтобы палата «звучала» как музыкальный инструмент. Требовалось не просто усилить звук и не просто продлить звучание. Нужно было найти точную меру того ^ другого, их гармонию. «Звучащий» с^од еще не восстановлен, но данные для его точного воспроизведения ес|ть. Рядом с бесстолпной палатой, в сенях, реставрирован следу, оставшемуся на стене, цилиндрический свод. И хотя он выполнен теперь из монолитного железобетона, акустйка осталась великолепной. Еще не все «звуковые загадки» древних зданий разгаданы. А между тем самые новейшие конструкции-обо-лочки тоже моп)и бы обладать интересными и нужным^ акустическими качествами, раскрой м|ы секреты прошлого. На первых nojj>ax свод представляется громоздким и неэкономичным — ведь требуется огромная толщина стен для погашения распора. Как могла тяжелая и трудоемкая конструкция, «сработанная еще рабами Рима», прижиться на Руси, в стране, богатой лесом? Историки обычно упоминают византийских зодчих, построивших первые каменные храмы на русской земле. Но интересен такой факт: первыми сводчатыми постройками, которые понравились русским, были все-таки не храмы, а бани. Князь Олег в договоре 907 года с побежденными византийцами специально оговаривал право русских «гостей» «творить мовь» в цареградских банях. Сводчатые конструкции могли спорить с огнем, и это было главным их преимуществом перед деревянными. Недаром каменные храмы служили хранилищами драгоценных книг и казны. Недаром в каменных храмах запирались жители, если врагу удавалось взять и сжечь деревянную крепость. Каменные здания часто оказывались в середине огромного костра. В городе полыхали дома, на колокольнях расплавлялись колокола, а под сводами подвалов лежал себе запас пороха! В тайни ках, внутри толстой стены, оставались в ч безопасности документы на владение землями, драгоценные рукописи и т. п. Сводчатые сооружения бережно сохранили для нас сокровища древней живописи, шитье, утварь. Строители расчетливо пронизали стены воздушными прослойками лестниц, печур, тайников, всевозможных горизонтальных и вертикальных каналов, защищавших от перегрева внутренние палаты. Иногда промежуток между деревянным полом второго этажа и нижним сводом заполнялся глиняными кувшинами и горшками, поставленными друг на друга так, что верхний горшок был повернут дном кверху, между сосудами засыпалась зола. Именно так заполнены пазухи в зна- | Кладка свода. Кирпичей нечетное число. менитой Грановитой палате Московского Кремля и в трапезной Солотчинско-го монастыря под Рязанью. Существовали приемы и для того, чтобы защитить своды от дождей, пока не возведут новую крышу вместо сгоревшей. Иногда своды облицовывали кирпичом, уложенным плашмя. Иногда просто покрывали слоем промазки из толченого кирпича на известковом растворе. В стенах устраивали продухи, которые могли служить для отвода воды, если кровля протекала или ее не было совсем. DAr Т1A AVFi КИ печуры\ Сводчатая палата в разрезе. Ряды убывающих кверху декоративных кокошников делали своды русских церквей похожими на кедровые шишки. По существу же декоративные кокошники не были просто декоративными. Цилиндрические сводики над каждым кокошником вместе с воздушным пространством под ними служили несгораемой защитой свода, одновременно выполняя роль как бы укрупненных черепиц. Внутренние фрески храма были защищены и от резких температурных перепадов. Не случайно на Руси получил такое распространение свод, не нуждающийся в специальном покрытии, — «шатер». Шатры колоколен в XVII веке стали своего рода музыкальными инструментами. Арки с колоколами назывались 26 |