Техника - молодёжи 1968-12, страница 31

Техника - молодёжи 1968-12, страница 31

«звонами», а убывающие к вершине окошечки — «слухами».

Обычно шатры клали в один кирпич. Поэтому кладка была особенно точной и прочной. Сначала каменные шатры, как и деревянные, имели «полицы», за-

Тенденция развития русских куполов ясна: двухцентровые главы создают впечатление легкости и воздушности.

крывающие пазуху и толщину опорной стены, которая делалась раза в три толще самого свода и погашала его распор. Толщина стен не оставалась праздной. Внутри стены шла лестница на ярус звона, вертикальный канал для часовых гирь. Стены делались толстыми и для того, чтобы можно было подвешивать многопудовые колокола. Часто в нижних ярусах под колоколами устраивали небольшую церковку, ризницу или палатку для хранения книг. Тогда толстую стену, сохраняя ее конструктивную жесткость, облегчали нишами — печурами.

Первые каменные шатры складывали из горизонтальных кирпичей, стесывая их внешнюю сторону. В швы не затекала вода, но стесанная поверхность разрушалась скорее, чем обожженная, к тому же теска кирпича усложняла, замедляла и удорожала работу. (Так строился в 1635 году шатер колокольни Суздальского собора.) К концу XVII века шатры стали делать из наклонных кирпичей (перпендикулярных опалубке). В пяте свода для загрузки пазух стали применять поднятые арки звона, которые, пронизывали основание шатра, передавали его тяжесть на опоры. Шатер все смелее прорезался проемами слухов и становился легче, прозрачнее, приближаясь к каркасной схеме.

Путь развития купольных сводов — это тоже путь преодоления тяжести. Если шлемовидные главы древних храмов строились по форме полусферы, центр которой как бы утоплен и зажат кольцом карниза, то уже к концу XVI века полушарие главы поднимается выше карниза и «парит» .над барабаном. Проходит время, и кирпичные главы приобретают форму маковок или луковиц. Их диаметр бывает значительно шире диаметра барабана. Такие главки выкладываются толщиной в один кирпич по опалубке, которая напоминает маковую головку, с ребрами жесткости вокруг центрального стержня.

Для того чтобы свод был прочным, применялся интересный прием — ромбовидная кладка. Тычками (короткая боковая грань) выкладывалась сетка ромбов, убывающих к вершине свода, а внутри каждого ромба делалось заполнение из ложков (длинная боковая грань кирпича). Таким образом, при

ТЮЛИЦА

связи звони

ВОСЬМСРИК

одинаковой толщине свода он получал каркасную основу. Если в такую главу попадало ядро, то оно разрушало небольшой участок, а над пробоиной образовывалась заранее заготовленная ступенчатая перемычка, близкая по форме к естественному углу обрушения кирпичной кладки. Если же в таком своде возникала сквозная трещина, то она встречала преграду в зоне заполнения ромбов.

Н ынче кирпичный свод — конструкция «ископаемая». В борьбу с силой тяжести вступает металл или пронизанный металлической арматурой легкий свод — оболочка. Вместо трения тяжелых клиньев камня в конструкциях мостов используются натянутые струны из металла.

Даже в метро вместо сводов применяются железобетонные кольца.

И все же каждая из современных конструкций лишь начала свой нелегкий путь к совершенству. Если воспользоваться примером сооружений из сборных элементов, легко убедиться, что перед архитекторами возникли, возникают и будут возникать сложные проблемы, многие из которых с таким блеском разрешены создателями сводчатых конструкций. Какими очевидными кажутся нам через два-три десятка лет промахи проектировщиков первых московских

домов из бетонных блоков! Блоки эти были слишком малы, а разновидностей их было слишком много. Имитация богатых каменных карнизов непомерно удорожила и усложнила строительство.

Развитие сборных элементов пошло по линии их укрупнения. У такого укрупнения много плюсов. Но и сегодняшние сборные дома уступают старинным постройкам в тепло- и звукоизоляции требуют искусственного увлажнения воздуха, затенения в жаркую пору и т. п.

Это не значит, конечно, что нужно вернуться к сводам. Но, несомненно, стоит внимательно изучить достижения прошлого. Своды еще сослужат нам добрую службу.

Вогнутый шатер не кажется тяжеловесным именно потому, что его очертания напоминают шатер полотняный.

ГЛАВКА . РАРАБАН ШАТёР СЛУХИ

Эта схема поможет вам запомнить основные термины зодчих прошлого.

На 3-й странице обложки (в правой верхней ее части) показаны способы геометрического построения сводов. Если сечение свода — полуокружность, получается резкий, неприятный для глаза переход вертикалей в дугу. Многоцентровыи свод лишен этого недостатка.

Византийсний метод придавал зрительную воздушность постройкам: центр основной окружности (радиус R2 ) приподнят над пятами. Плавный переход от вертикали к окружности образуют две вспомогательные дуги, наждая из которых имеет центр в противоположной пяте (радиус Ri ).

На Руси распространился так называемый «крутопятый» свод с упругим, как бы сплюснутым очертанием верха. Здесь радиусы ( R,) вспомогательных (переходных) дуг составляют

четверть пролета. Радиус основной окружности ( Ra) равен трем четвертям пролета, а центр опущен ниже пят. Свод с многоцентровой направляющей, похожий на лубяной короб, так и называется коробовым. Если коробовый свод разрезать из угла в угол, то он распадется на 2 распалубки (каждая опирается на две точки) и на 2 лотка (каждый опирается на отрезок прямой).

Четыре распалубки могут составить крестовый свод, а четыре лотка — сомкнутый. Эти своды, одинаковые в плане, разнятся конструктивно: крестовый опирается на столбы, а сомкнутый — на стены. Обе системы сочетаются в крещатом своде. Опираясь на угловые участки стен, он освобождает значительное пространство для света и воздуха.

27.