Техника - молодёжи 1968-12, страница 34

Техника - молодёжи 1968-12, страница 34

В АЛЬБОМАХ—ВЕСЬ МИР

А. иволгин

Старушка пришла в слезах. Лишь немного успокоившись, она смогла рассказать Николаю Спири-доновичу Тагрину свою печальную историю.

Недавно заложила в ломбарде бриллиантовое колье. Под драгоценность дали займовую сумму, очень небольшую, и растолковали, что с такого залога и процентов поменьше. Пришло время возвратить деньги. И вот тогда в ломбарде сказали: увы, колье утеряно и в порядке компенсации, мол, можете взять себе залоговую сумму. А ведь сумма эта — ничтожная часть действительной стоимости драгоценного колье! Криминалисты пожимали плечами: чтобы разыскать пропажу, нужно иметь точное представление о самой вещи, да и доказательства требуются более веские, чем показания свидетелей.

Николай Спиридонович растерялся.

— А я-то при чем? Я ведь не Шерлок Холмс...

— Это была память о моем покойном муже — он купил колье у одной знаменитой певицы.

— У певицы? — насторожился Таг-рин. — Знаменитой? Какой же?

— Ну, это была не оперная, а, говоря по-современному, эстрадная певица — Вяльцева...

— Ах вот как! У Вяльцевой? — воскликнул Тагрин. Он хорошо знал это имя, и по ассоциации в его памяти возник несущийся из граммофона мотив коронной вяльцевской песенки «Гайда, тройка! Снег пушистый! Мчится парочка вдвоем!».

Через несколько минут перед старушкой лежал альбом с десятком открыток — портретов певицы. На одном из них было четко видно бриллиантовое колье...

И вот фотокопии открыток сданы в уг-

Фото Н. Тагрина, Ленинград

розыск. Колье найдено, а преступникам воздано по заслугам...

Кто же он — Николай Спиридонович Тагрин? Увы, не Шерлок Холмс и вообще не криминалист. Но портреты Вяльцевой оказались у него не случайно...

Почти в каждой семье есть свой альбом с художественными открытками, но ни у кого, не только в СССР — во всем

мире, нет такой уникальнои коллекции, как у Тагрина. В его квартире вдоль всех стен от пола до потолка — стройные линии шкафов с альбомами. Четыре тысячи альбомов — свыше полумиллиона открыток. Со всей страны, со всей планеты! Их содержание более чем энциклопедично, ибо во всех энциклопедиях мира не содержится столько иллюстративного материала, сколько в этой коллекции. История науки и техники — ученые, инженеры, первые пароходы, паровозы, трамваи, аэропланы, авиаторы, космонавты... История литературы и искусства — поэты, писатели, композиторы, артисты, архитекторы, скульпторы, художники, их произведения... Социально-политическая, этнографическая, географическая, зоологическая, ботаническая серия и т. д. и т. д.

Несколько лет назад к Тагрину пришла дочь изобретателя радио А. С. Попова. Ее визит был вызван тем, что при создании музея А. С. Попова в экспозиции не хватало исходного экспоната — фотографии поселка Турьинских рудников на Урале. Разумеется, речь шла о поселке тех лет, когда в нем родился и провел свое детство Александр Степанович. Нигде такого снимка найти не удалось. Он оказался только в коллекции Тагрина...

Более 30 лет назад для съемки одного фильма потребовались изображения внутренних помещений английского парламента. Поиски велись долго и безуспешно. Дали объявление в газете, но никто не откликнулся. Через две недели

объявление прочел Николай Спиридонович и принес требовавшиеся фотооткрытки...

Когда снималась кинокартина «Дон-Кихот», операторы обошлись без поездки в Испанию: у Тагрина нашлось столько открыток Кастильского плоскогорья, что по ним можно было легко подобрать соответствующий ландшафт Центрального Крыма. А из тагринских репродукций испанских художников XVI—XVII веков постановщики почерпнули аромат эпохи Сервантеса...

Этнографический материал по Арабскому Востоку для фильмов «Последний дюйм», шарманщик в кинофильме «Идиот», Таганрог чеховских времен для юбилейного фильма, наводнение в Петербурге, бытовые детали для «Начала века» и т. д. и т. д. — Тагрин консультировал и снабжал справочными иллюстративными материалами более 90 фильмов! Не говоря уже о множестве телепередач, газет, журналов, в свет вышло около 1200 печатных изданий на 42 языках, в которых использованы репродукции из собрания Тагрина. Даже Большая Советская Энциклопедия воспроизводила материалы его коллекции. Значимость этих цифр можно понять только тогда, когда уясняешь себе, что таких репродукций уже нигде не могли найти. Поистине энциклопедия энциклопедий!

Особую ценность для специалистов представляет еще одно обстоятельство. Исследователь порой должен перевернуть сотни книг и архивных дел, затратить бездну времени, и не всегда успешно. А систематика и строгая классификация Тагрина позволяют находить нужный материал за несколько минут...

Для книги о С. М. Кирове понадобился снимок приюта в Уржуме, где учился семилетний Сережа Костриков. Приют давно сгорел Изображение его сохранилось лишь в коллекции Тагрина.

В ознаменование годовщины пуска Ленинградского метро открылась выставка

«Метро мира». На ней было представлено более 200 тагринских открыток.

Свою коллекцию Николай Спиридонович собирает с 14 лет и по сей день. В трудные дни он отказывал себе в хлебе и покупал на последний пятак редкую открытку.

Удивительная биография у этого человека. В 18 лет по воле отца он закончил экономический техникум, но вскоре

Галантное приглашение на автомобильную прогулку.

Руссная летчица Л. Галанчинова, установившая рекорд высоты 2400 м.

с 7tq<//>kttA

30