Техника - молодёжи 1968-12, страница 39

Техника - молодёжи 1968-12, страница 39

А. ШИБАНОВ кандидат физико-математических наук

Целых полтора года Джон Уимпени не брал в рот пудинга. Все свободное время он проводил на велотреке. Даже во сне ему грезились бешено крутящиеся колеса. Его скрупулезная диета и усиленные тренировки красочно расписывались впоследствии на первых полосах газет. Зачем же понадобилось 39-летнему англичанину «меню космонавта», да еще в сочетании с изнуряющей фи зической подготовкой?

Нет, Джону предстоял не космический запуск. Его «орбита» пролегла всего в полутора метрах над поверхностью аэродрома. Тогда, может быть, все дело в солидной премии? Но специалисты в один голос утверждают, что обещанные

5 тыс. фунтов стерлингов не покроют всех расходов на летательный аппарат, каждый килограмм конструкции которого втрое дороже, если так можно выразиться, килограмма обычного транспортного самолета. Посудите сами, крылья аппарата всего на 3 м короче крыльев современного реактивного лайнера, а весит он 53,5 кг. Пушинка, да и только! Так и нарекли создатели свою машину — «Паффин». На нем-то в 1962 году инженер-самолетостроитель Д. Уимпени и установил новый мировой рекорд. «Паффин» пролетел немногим более 900 м. Двигателем необычного аппарата служили ноги летчика, связанные велосипедной передачей с воздушным винтом. И все же совершить «восьмерку» на трассе в одну английскую милю (1,6 км) не удалось. Премия осталась неврученной.

Это уже не первая премия, предназначенная для конструкторов му-скулолетов. Еще за полвека до описываемых событий французская фирма «Пежо» обещала 10 тыс. франков тому, кто оторвется от земли и пролетит 10 м, используя лишь силу своих мышц. В 1921 году этот приз завоевал знаменитый велогон-* щик Габриель Пулен. На биплане с велосипедным приводом он пролетел целых 11м.

С тех пор дальность полета му-скулолетов возросла в 90 раз. А на много ли ближе стал срок мышечного полета человека? Десятилетия лобового штурма и лихих «кавалерийских атак» на «вето Природы» можно подытожить словами Н. Жуковского: «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

Не предрешенный запрет, а проницательное предостережение слышится в этом пророчестве (вопреки распространенному толкованию противников мускульного полета). Конечно, без вмешательства науки не обретут силу крылья человека.

О fiOso 100 5оо soO' ВЕС Ъ КИЛОГРАММАХ

1 - с*4юи mqft^kkft жиюг0 СУЩДТ1А мдлмшют wtfw - KI я-мод^осдгоцц^юраема* короткое вргм^итах 5 - мощность, п отре бная для пол е г а,ыпоа

Энергетическая

диаграмма

шеств.

живых су-

Но какие прогнозы сулит наука дерзкой мечте? Быть может, не стоит «лишать себя пудинга» ради сомнительной надежды породниться с привилегированным классом летающих существ?

ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО

Как ни странно, привилегированный класс «летунов» — не узкий, малочисленный круг избранников природы, в него входит 60% всех видов живых существ на Земле. Если же не принимать в расчет обитателей морских и океанских глубин, то три четверти населения нашей планеты умеют хорошо или плохо подниматься в небо. И ни один из «крылатых» не весит больше 15 16 кг. Лебеди, дрофы и ги-

« Паффин» ш полете.

Рис. Л. Р ы н д и ч а

гантский канюк типичные представители чемпионов-тяжеловесов. Все более крупные птицы и животные, а с ними и человек, оказались по другую сторону барьера мускульного полета.

Но и внутри привилегированного класса господствует своя иерархия. Если для завзятых летунов порхать в воздухе — одно удовольствие, то для некоторых крупных птиц полеты — тяжелый, вынужденный труд. Подъемная сила резко зависит от скорости: птица, летящая вдвое быстрее, увеличивает свою подъемную силу вчетверо. Поэтому чем крупнее и тяжелее птица, тем стремительнее должна она лягать. К сожалению, в природе гораздо чаще бывает наоборот. Чтобы ласточка могла держаться в воздухе, ей достаточно двигаться со скоростью 5,7 м/сек. А эти птицы развивают иногда до 27,5 м/сек! В запасе у ласточек большой резерв скорости, потому-то они и чувствуют себя легко и непринужденно. Другое дело — глухарь. Необходимая для его веса скорость, по расчетам ученых, составляет 15 м/сек. А «рекорд» этих лесных птиц — всего 16 м/сек. На пределе своих возможностей летают глухари: отдохнуть нельзя — упадешь, а быстрее -просто не хватает сил. И совсем плохо обстоит дело с такими крупными птицами, как альбатросы. Им под силу лишь 14,4 м/сек., а летать нужно со скоростью не меньшей 15,3 м/сек. «Но ведь речь идет о знаменитом буревестнике! — возразит читатель. — Любой школьник знает, как привольно чувствуют себя эти морские птицы в воздухе. Еще бы — всю жизнь проводят они в полетах над океанскими просторами, вдали от берегов! Опускаются на сушу разве только для выведения птенцов. Вот и верь после этого расчетам ученых!» Но не спешите с выводами: альбатросы — это то самое исключение, которое подтверждает правило. У них действительно не хватает сил для свободного и непринужденного машущего полета. Но к услугам своих мышц им почти не приходится прибегать. Подобно живым планерам, буревестники парят в восходящих потоках воздуха на неподвижно распластанных крыльях.

У МЕЖЕВОГО СТОЛБА ЛЕТАЮЩИХ

Рискнете ли вы прыгать через препятствие, не зная заранее его высоты? В таком незавидном положении оказались ученые, взявшиеся за проблему мускульного полета человека. Ведь им неизвестна «высота барьера» между летающими и «ползающими». Если пуд — предельный вес «летуна», тогда прощай мечта о крылатом Икаре. Разрыв между весом человека и 16 кг слишком ве

35