Техника - молодёжи 1973-06, страница 4

Техника - молодёжи 1973-06, страница 4

Смысл соревнования, начатого на ленинградском Кировском, — говорит бригадир комсомольско-молодежной бригады Юрий Соловьев, один из инициаторов почина «5 в 4», — не в накоплении часов и дней, а в щедром, от сердца расходовании времени на поиск новьих приемов труда, внедрение новой оснастки, новых приспособлений, на техническую учебу, на помощь товарищу».

На заводе «Знамя труда», например, под девизом «5 в 4» соревнуются 10 участков, 61 бригада и 509 рабочих, инженеров и техников по индивидуальным планам. Всего 796 человек. А успех пока сопутствует 6 участкам, 26 бригадам, 316 соревнующихся по особым планам. Всего 410 участникам. Планы у завода «напряженные, продукцию он выпускает самую разнообразную — не каждый еще смог найти и ввести в действие резервы времени и оборудования. Но все больше рабочих, инженеров включается в соревнование. И растет не только производительность труда. Уже 110 рабочих ставят на ответственные детали свои личные клейма.

Трибуна соревнования

Наши специальные корреспонденты Б. АЛЕКСАНДРОВ и Б. МАРКОВ продолжают начатый в «ТМ» № 4 рассказ об опыте соревнования молодых ленинградцев под девизом «5 в 4».

ЛЕНИНГРАД. Токарь арматурного завода «Знамя труда» Олег Абросимов записывает в комплексный план повышения производительности труда: разработать и внедрить два рационализаторских предложения...

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ. Молодой капитан сейнера «Норск» Юрий Тыргин на Всесоюзном комсомольском собрании предлагает переоборудовать стрелы судов типа РС-300...

В Ленинграде Олег Абросимов устанавливает на станке новое приспособление для обработки патрубков. Теггерь Олег может обрабатывать боковые патрубки на своем небольшом станке 16*16, а не на чужом 1-А62, как раньше. А деталей этих проходит через его руки в месяц штук триста...

«Норск» уходит в море с укороченной м усиленной уголком стрелой. Прежде если возьмут тридцать тонн рыбы, то в трюм заливают ее по тонне — иначе стрела не выдержит. Десять минут — одна тонна. Три часа стоянки. На укороченную стрелу можно взять две тонны. Сейнер теперь стоит вдвое меньше. Значит, можно успеть еще раз завести трал...

Ни Абросимов, ни Тыргин не пытались даже оформить свои предложения как рационализаторские. «Ничего нового в этом нет».

Верно ли? А это как посмотреть. С точки зрения инженерной — действительно ничего особенного не придумали. Ну а тысячи деталей и сотни тонн продукции сверх плана?

Молодые металлисты ленинградского «Знамени труда» уже к началу марта «опередили» год на 4 тыс. человеко-дней. Из чего же, как не из «мелочей», не из минут, выигранных благодаря Мастерству и смекалке, складываются эти дни!

«МЕЛОЧЕЙ В НАШЕМ

ТАКОВО МНЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ

...Олег Абросимов и Надя Чубраева работают в заготовительном цехе. Олег — токарь опытный. К началу марта он опережал календарь на 15 дней. В цехе он восемь лет, работает по четвертому разряду, семь лет — на одном станке, знает его «лучше, чем себя». Надя — фрезеровщица. Опередила календарь на семь дней. «Из ПТУ — на завод, и вот уже четыре года...» У нее второй рабочий разряд. Их комплексные планы, их достижения — отражение их опыта, мастерства и, что очень важно, их восприятия работы.

Олег запланировал себе выполнение сменных заданий на 143 процента, Надя — на 120.

Олег достиг того уровня мастерства, когда, перевыполняя в полтора раза норму, человек не «вкалывает», а работает охотно и вроде бы даже с прохладцей. «Трудная» деталь его не смутит, но в прошлом году он записывал в план требование к администрации цеха — улучшить освещение. Свет падал «не так», это ему мешало. Он говорит: «143 процента — минимум, вот если бы работу поразнообразней, можно бы и 153».

У Нади смена проходит куда напряженней. И, когда мастер посоветовал ей «не прыгать» — ограничиться обязательством довести удельный вес машинного времени до 70 процентов, — он, вероятно, был прав. Надя обязалась освоить сверлильный станок и, случается, уже работает на нем, когда нет заготовок для фрезерования; она помогает выпускнице ПТУ 'Нине Пожидаевой овладеть мастерством фрезеровщика. Но, признается Надя, фрезерование, сверловка, токарное дело — в об-щем-то, ей все равно, могла бы работать на любом станке.

А вот Олегу Абросимову не все равно: «Токарь — это, знаете, такая работа!..» И он ищет возможности взять от станка больше, придумывает оправку на шпиндель, спорит с технологами. Он не изобретает нового станка, не разрабатывает новой технологии. Оправка? Мелочь!

А призвание, азарт мастера?..

Надя записывает в комплексный план требование к администрации: внедрить быстросъемную головку для фрезерования.

© «Техника — молодежи», 1973 г.