Техника - молодёжи 1981-08, страница 26то ни было насилие над животными. По улицам бродят, останавливаясь посреди дороги, тощие бездомные коровы. Человеческий поток молча обходит лежащую на тротуаре собаку. По многим городам кочуют обезьяны, собирая подаяние у населения. Они издревле считаются помощниками богов. «Проблема коров», совершенно неожиданная для нас, в жизни индийцев создает много трудностей. По религиозным учениям, корова — воплощение божества. Ее нельзя ни убить, ни прогнать. Употребление мяса — величайший грех. И хотя в стране насчитывается около 240 миллионов коров, в основном бездомных, миллионы людей голодают. Каждый стакан даже разбавленного молока стоит слишком дорого. И поныне население Индии разделено на касты. Это сложилось исторически. Б каждой касте люди живут по своим древним законам. Никто не имеет права занимать место, не соответствующее его касте. Достаточно сказать, что в самом тяжелом положении неприкасаемые — в стране до сих пор их остается около 60 миллионов человек. В прошлом это рабы, батраки, пленные. Сейчас — нищие и чернорабочие. С ними не имеют права общаться представители других 24 каст. Браки между юношами и девушками из разных каст запрещались. И хотя конституция официально отменила все виды кастовой дискриминации, даже в наше время в силу тысячелетних традиций продолжают складываться новые группировки. Причем дело иногда доходит до смешного. Мне приходилось слышать, например, что в новой, недавно возникшей касте шоферов тем из них, кто работает на «фордах», запрещено жениться на девушках из семей шоферов, работающих на «мер-седес-бенцах». Почти невероятно, но, увы, это существует. И все же, раскрыв газету, нет-нет да и встретишь в брачных объявлениях упоминание: «Каста несущественна». Это знамение нового времени. Не буду вдаваться в подробности и даже делать попытку ознакомить читателей с исключительно слож ной структурой религиозных на Правительство Индии уделяет много внимания народному образованию. Дети, обучающиеся сейчас в многочисленных колледжах страны (вверху), — это ее будущее. Пестр и многообразен мир городов великой древней страны. правлений Индии. Скажу лишь, что в религиозном мире этой страны культивируется свыше 300 миллионов богов разного облика, больших и малых, человекообразных и в образе животных. Каждый волен выбирать себе своего бога или нескольких, чтобы посвятить свою жизнь божественным избранникам. Подавляющее большинство индуистских богов олицетворяют силы природы. Например, кто-то из индусов пытался убедить меня, будто атомный реактор не что иное, как проявление божественной природы могучего бога Шивы. Что поделаешь, каждый индус строит взаимоотношения со своими богами по собственному разумению. Но ведь на взаимоотношениях этих строятся сегодня в стране важнейшие черты образа жизни, обычаи и традиции. Все это чрезвычайно затрудняет ее переход на рельсы новой жизни, новых человеческих отношений, нового уровня материального благосостояния. Сосуществование древних верований с откровенной современностью и стремление подняться до уровня высокоразвитых стран составляют, как мне кажется, основной, бросающийся в глаза контраст этой удивительной страны. ЖИВЕТ В ИНДИИ КРАСОТА Эти прекрасные слова не случайно сорвались с уст Николая Рериха, как известно, прожившего в Индии добрую половину своей жизни. Русский художник был потря-cgh величием природы этой страны, грандиозными памятниками ее истории, духовной красотой ее народа. На севере простираются, словно поддерживая небо на снежных пиках, величайшие горы земного шара — Гималаи. На 2400 километров тянется горный хребет, закрывающий страну от северных ветров. Геологи утверждают, что Гималаи продолжают жить и за последние 10 тысячелетий поднялись ни много ни мало на 2000 метров. С Гималаев текут самые крупные реки, несущие жизнь засушливым районам центра страны. |