Техника - молодёжи 1986-09, страница 39

Техника - молодёжи 1986-09, страница 39

Dn

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Довольно обширный класс компьютерных игр (а их создание поставлено на Западе на широкую ногу) составляют экономические. Действие разворачи; вается обычно либо в современном капиталистическом обществе, либо в каком-нибудь уединенном королевстве много веков назад (или в иной экзотической обстановке). В первом варианте пользователь имеет шанс, например, за короткое время обогатиться (хотя бы в таком «электронном» варианте); во втором ему предоставляется возможность почувствовать себя всемогущим правителем, в чьих руках находятся судьбы целого государства. Машина дает ему разнообразную информацию о численности населения, видах на урожай, стихийных бедствиях и так далее и выполняет его распоряжения: сколько средств и на что нужно употребить. По «истечении года» подводится итог и начинается новый цикл. Подобных программ в портфеле раздела не было — вероятно, никто просто не предполагал, что таковая может уместиться в мизерной памяти ПМК,— пока В. Потапов из Тамбова не прислал разработанную им игру «Остров», построенную в общем-то на тех же принципах. Вот как он формулирует ее правила:

«Вас избрали президентом небольшого островного государства. Задаются количество денег в казне, прожиточный минимум, стоимость засева единицы площади, стоимость очистки земли. Доход непостоянен и зависит от образования населения и степени загрязнения земли отходами производства. Промышленность платит за аренду территории определенную сумму. Побочные доходы — туризм. Они растут с ростом чистоты окружающей среды и благодаря рекламе. Требуется ответить на следующие вопросы: 1. Сколько земли вы отдадите в аренду промышленности?

2. Сколько денег выделите населению?

3. Сколько засеете пашни? 4. Сколько отдадите на развитие туризма? 5. На очистку окружающей среды? 6. На образование? После ответа на последний вопрос получаем цифру — количество лет до очередных выборов —

или сигнал о том, что вас досрочно сняли с правления, а то и посадили за решетку. Продолжение игры состоит в новом ответе на те же вопросы с учетом нового количества денег в казне, численности населения и загрязнения земли... Очень буду рад, если игру усовершенствуют».

Программа В. Потапова действительно нуждалась в серьезной доработке. Отсутствовал элемент случайности, математическая модель была слишком упрощенной, при ответах на вопросы легко было сбиться — когда в игре много остановов, желательно как-то отличать их один от другого... Но самое главное — программа В. Потапова, как уже отмечалось, построена по образцу западных компьютерных игр. А они преследуют вовсе не чисто развлекательные цели. Напротив, эти игры (разумеется, на упрощенных моделях) прививают пользователю те элементарные экономические знания, которые столь необходимы для жизни при государственно-монополистическом капитализме. Вводят его в мир биржевых и банковских операций, ненавязчиво пропагандируют соответствующий образ жизни, короче говоря, воспитывают будущих бизнесменов. Но, отбросив ненужную шелуху, почему бы в порядке эксперимента не попробовать сделать игру,, приближенную к нашей действительности? Игру, моделирующую (конечно, с учетом возможностей ПМК) азы плановой экономики?

За переработку программы В. Потапова взялся знакомый нам В. Алексеев — столь же решительно, как перед этим брал в свои руки рычаги управления лунолетом (см. «ТМ» № 5 за этот год). Он исключил некоторые блоки, ввел условие, что на имеющейся пахотной земле выращиваются три различные культуры со случайной урожайностью (она непредсказуемо меняется год от года), доход от сбора даров природы с быстрым насыщением (по мере исчерпания ресурсов он перестает увеличиваться) и постоянные выплаты (отчисления в бюджет). Так появилась игра «Урожай», которая может использоваться для качественного моделирования различных экономических ситуаций и которую в полной мере можно считать плодом коллективного творчества (администрация КЭИ, надо сказать, тоже внесла свой вклад — ввела блок охраны собранного урожая, придумала систему буквенной сигнализации, в том числе аварийной, разработала варианты с экстенсивным и ин

тенсивным землепользованием). «Еще одна просьба к КЭИ: учитывать владельцев ПМК последних моделей»,— пишет А. Ализарчик (ст. Ошмяны Гродненской области), и он в этом своем пожелании неодинок. Приводим, помимо блок-схемы, программу Потапова — Алексеева в модификации для МК-61 (обладатели Б3-34 и МК-54 должны помнить, что букве Е в командах по адресам 05, 45 и 56 соответствует на их клавиатуре стрелка вверх, а В/О вкон-це программы могут не ставить — адреса 98 и 00 у них все равно задублированы).

00. Чо 01.Сх 02. ПС 03. ИП7 04. ГН 05. КППЕ 06.ИП4 07. 0В. ИПА 09.+ 10. ПА 11. Пг 12.3 15. ГМ 14. ИП2 15. ИП1 16.С/П 17. Кх»о7 18. ИП2 19. Щ 20.- 21. кх>,о7 гг.пг 23.f&x 24. ипз 25.Х 26.1 27.КПП8 28. Кх»о9 29.Fsm 50. ИП1 31.4- 32.5 33.-г 34.ИП6 35. + 36. * 37. И ПС 38+ 39. ПС 40.FL1 41.14 42.ИП7 45.П1 44. КИП 1 45 КППЕ 46. ИПА 47.4- 48. Forty 49.2 50.* 51. ИПА 52. * 55. КИП1 54 + 55. ПС 56. КППЕ 57. Forctg 58. Fx 59. 4- 60.2 61. * 62.ИПС 63.* 64. ПС 65. КИП 1 66. ИП1 67. с/п 68.КПП8 69.РВх 70. ИЛЬ 71.— 72. Кх»о9 73. КИП1 74. ИГЩ 75. Fx«o 76. 79 77. ИП5 78. * 79. ИПС 80. + 81. ПД QZ.^db 83.ИП1 84.** 85.К- 86.ИПД 87. ИП188.с/п 89. Кх*о9 90. КПП8 91.Кх*о9 92. FBx 93. Vo 94.ИПД 95.51 96. — 97. ПД 98. в

Многие читатели указывают, что опубликованные в «ТМ» космические программы помогли им как бы на собственном опыте «почувствовать» законы физики. Будем надеяться, что такие игры, как «Урожай» (взяв ее за основу и меняя различные блоки, можно моделировать самые разнообразные ситуации; один такой пример мы приведем), помогут в постижении азов экономики. Представьте себя директором небольшого совхоза или, например, руководителем коллектива рабочих на бригадном подряде. В вашем распоряжении имеются, скажем (все цифры, конечно, условные — на то она и игра), 1000 га пахотной земли (1000 ПА), прилегающие лесные угодья и довольно круглая сумма в 35 тысяч (35 ВП 3 ПД). Задача — рационально ведя хозяйство., обеспечивать ежегодные постоянные отчисления в госбюджет не менее 3500 (3500 ПВ; число в регистре В служит одновременно и адресом перехода на начало программы, поэтому оно обязательно должно оканчиваться двумя нулями). Имеющаяся в вашем распоряжении земля, если ее вспахать, засеять, снять урожай, приносит в сред

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Программа лунолет блок схема

Близкие к этой страницы