Техника - молодёжи 1990-11, страница 61а то и сотни тысяч долларов), врачи не видят ничего криминогенного даже в том, чтобы использовать органы тех, кто был арестован по политическим мотивам. Если такой нравстветно-утилитарный подход возобладает в медицинской практике, то (учитывая неизбежное совершенствование трансплантации органов и стремительно растущую их цену на мировом рынке) нетрудно предугадать — подобные торговые сделки могут составить заметную часть валютного дохода тоталитарных государств, проводящих массовые репрессии собственного населения. Больше того, нельзя гарантировать, что человечество не вернется к каннибальным войнам, от которых уже успел.о отвыкнуть,— правда, на сей р аз не для поедания убитых и захваченных жертв агрессии, а для выгодной продажи частей их тела тем больным, у кого тугой кошелек. Подготовили Е. СОЛДАТКИН, Ю. ФЕДОРОВ Неизвестное об известномА разгадка простаСотрудник американского патентного ведомства Ричард Кен-тли много лет собирал формулы изобретений и газетные вырезки, связанные с идеей паромобиля. Его коллекция приобрела особую ценность, когда в начале 70-х годов возник призрак топливного кризиса. Но куда ни обращался Кентли со своим собранием, почему-то всюду натыкался на глухую стену. Тогда он провел самостоятельное расследование по нескольким таинственным фактам и быстро убедился, что разгадка проста: своекорыстие и эгоизм автомобильных фирм. Например, в 1950 году в США появилась фирма Пакстон, готовая принимать заказы на легковой паромобиль — работая на сжиженном газе, он расходовал всего 9 л топлива на 100 км про бега. Фирме удалось провести ралли на паромобилях, после чего она бесследно исчезла. Удалось выяснить, что опасного конкурента купила фирма «Студебе-кер». Паромобили были сданы в переплавку, а судьба чертежей неизвестна. Еще раньше такой же случай произошел в Англии, где крупные автоконцерны купили чертежи паромобиля, работавшего на коксе, и тут же уничтожили всю документацию. Более того: подкупленных специалистов заставили выступить в печати с утверждениями, будто эксплуатация подобных машин весьма опасна, а загрязнение воздуха от них больше, чем от дизелей. Умело подстроенная дезинформация охладила пыл изобретателей, но не перечеркнула правды: на автомобилях эффективность паровых двигателей может быть сопоставимой с эффективностью двигателей внутреннего сгорания... На этом пора бы поставить точку, но не дает покоя вопрос: а у нас кто же тормозит разработку паромобилей, ставит преграды перед мало-мальски удачными конструкциями? Может, подскажут читатели, подтвердив свою догадку на конкретных, столь же таинственных фактах? Г. ДМИТРИЕВ, инженер ется направления сначала в учебную, а потом и в боевую часть. В «Битве за Англию», начавшейся в августе 1940 года, он открыл боевой счет сбитых фашистских самолетов, и вскоре стал одним из самых знаменитых асов британской авиации. Настал роковой июнь 194 I года. Авиакрыло, которым командовал майор Дуглас Бейдер, получило приказ сковать силы люфтваффе во Франции и не допустить их переброски на Восток. 9 августа 1941 года при штурмовке аэродрома в Сент-Омер Бейдер, прикрывая отход штурмовой группы, принял бой против шести «мессеров», из которых сбил два—то были его 21-я и 22-я победы. Но силы С»ылн неравными —«харрикейн» отважного британца был подожжен, и он, потеряв перебитым осколками протез, спасается на парашюте. Немецкие летчики были шокированы, когда увидели, что у пленного английского майора нет ног. Он был помещен в офицерский лагерь. Проведав об этом, туда через несколько дней его друзья сбросили с бомбардировщика новый протез, и спустя месяц Бейдер бежал, примкнув к отряду французского Сопротивления. Но ему опять не повезло: он был схвачен немцами, переправлен в Германию и до конца войны томился в лагере Кол-днтц. После освобождения лагеря американскими войсками 14 апреля 1945 года Бейдер вернулся в Англию, возглавлял учебную авиачасть. Через несколько лет по состоянию здоровья ушел из ВВС. Умер он в сентябре 198:2 гола. Л. КУКУРУЗА, военнослужа щий Читинская обл Бывает же такое!Источник вдохновения...«За музыкою только дело». П. В е р л е н Польский физико-хим ик, иностранный член-корреспондент АН СССР Казимир Фаянс, в зрелые годы переехавший в США, известен как автор так называемого закона радиоактивного смещения. Любопытно, что свое открытие он сделал во время... оперы Р. Вагнера. Послушаем, как об этом рассказывает сам К. Фаянс: «В конце ноября 1912 года я размышлял над изменением электрохимических свойств элементов после радиоактивного распада. И, именно слушая оперу «Тристан и Изольда», я придумал некоторые закономерности, правильность которых проверил уже дома. В декабре я написал две работы об этом, работы были напечатаны в феврале следующего года». Лиха беда начало, пять месяцев спустя при исполнении комической оперы «Царь и плотник» А. Лорцннга, действие которой происходит в Голландии, где царь Петр Великий усердно обучается столярному делу, К. Фаянс решил еще одну научную задачу: нашел взаимосвязь между стабильностью и атомной массой изотопов радиоактивных элементов. Опять процитируем К. Фаянса: «Как-то я рассказал своему другу Арнольду Зоммер-фельду, что закон смещения я нашел, слушая оперу «Тристан и Изольда», а правило стабильности радиоактивных изотопов — во время оперы «Царь и плотник». Тогда Зоммерфельд, ко торый был очень музыкален, ответил: «Ничего удивительного, что это правило менее существенно, чем закон смещения, так же как «Царь и плотник» уступает опере «Тристан и Изольда»... Знатоки истории авиации уверяют, что идея снимать мощность с турбовинтового двигателя не на один винт, как было принято на поршневых машинах, а на два четырехлопастных винта, вращающихся в разные стороны, пришла к академику А. Н. Туполеву, когда он слушал оперу. Еще один факт. Известного в 50-х годах изобретателя Е. Симонова жена как-то «вытащила» в Большой театр на оперу Н. А. Римского Корсакова «Садко». Во время исполнения она заметила, что он думает о чем-то своем и не слушает певцов. — Женя, что с тобой? — заволновалась супруга. — Ты только посмотри, как здесь выглядят звезды,— возмущенно ответил изобретатель.— Ведь небо-то над сценой у них совсем слепое, не чувствуется глубины! Прямо на театральной программе Е. Симонов набросал эскиз переоборудования театрального освещения и по окончании спектакля зашел к осветителям, поделился с ними своими идеями. С тех пор звезды над сценой Большого театра мерцают вполне естественно и небесный свод имеет глубину. Справедливости ради должен предупредить читателей, заторопившихся занять очередь за бичетами на оперу: чтобы родились интересные мысли, необязательно ходить туда. Например, садовод Г. Борисовский нашел способ увеличить урожайность помидоров, сидя у домашнего те левизора. «Однажды по телевидению я смотрел молдавский танец. Артисты, взявшись за руки, лихо, как один монолитный организм, передавали музыкальный ритм зрителям. А что, если, подумал я, вот так же монолитно, плотно посадить помидоры, только вместо «рук» у помидорного организма использовать пасынки. Пасынками соединить линию из растений, и получится один мощный куст». Добавим, что садовод проверил свою идею на практике и убедился, что урожайность увеличилась почти в пять раз! К. БЕЛШЕВИЦ, инженер г. Рига P. S. Как видите, разная му- . зыка наводит на разные мысли, действует по-разному на людей. И не только на них, но и на все живые организмы. «ТМ» уже не раз писал об этой странной закономерности. Если классика стимулирует творческую активность человека, то, допустим, сельскохозяйственным животным она — лишь помеха. Например, как пишет собкор «Правды» С. Свистунов, в Бразилии на 13 свинофермах с «музыкальной терапией» резвым ухоженным поросятам особенно по нраву пришлись поп, диско и даже рок. Им полюбились такие популярные певцы, как Мадонна и Майкл Джексон. Тогда они быстро набирают кондиционный вес и отправляются на убой. Но вот любопытно было бы узнать, что предпочитают хрюшки зрелого возраста. И, в частности, наши «меломанки», вскормленные помоями, познавшие жизнь в грязном свинарнике отнюдь не с радостной стороны. |