Техника - молодёжи 1991-04, страница 20

Техника - молодёжи 1991-04, страница 20
В мире гипотез

Юрий РОСЦИУС,

инженер

Рис. Карины ПАНЦУЛАЯ 18

Остановить мгновение

ФОКУСЫ СО ВРЕМЕНЕМ

Немало существует образных выражений, связанных с течением времени. Оно то «бежит», то «пустилось вскачь», то «тянется», то вообще «остановилось». Причем скорость его движения чаще всего зависит от настроения, эмоционального состояния человека. И особенно резко оно меняет темп, когда попадаешь в экстремальную ситуацию. Так, люди, пережившие опасность, нередко свидетельствуют, что в критический момент время для них почти останавливалось.

Подобное признают ученые: «Точными экспериментальными исследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, то есть субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, то есть наблюдается субъективное замедление времени» (Леонов А., Лебедев В. Психологические особенности деятельности космонавтов).

И еще цитата из той же книги: «Во время полета загорелся самолет. В составе экипажа находились, кроме пилота, еще два человека. Исход создавшейся ситуации: летчик катапультировался, остальные члены экипажа не смогли выбраться из неуправляемого самолета и погибли. При расследовании катастрофы выяснилось, что пилот (командир корабля) перед катапультированием подал сигнал оставить самолет, однако, по его заявлению, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между моментом команды и моментом катапультирования составлял лишь несколько секунд».

Но человек в критической ситуации часто не просто переоценивает временный интервал, он обретает вдобавок феноменальную работоспособность. Складывается ощущение, что для него растягивается не субъективное ощущение времени, а само время. Вот отрывок из воспоминаний Героя Советского Союза, летчика-испытателя Марка Галлая: «При испытании самолета «Лавочкин-5» мотор пошел вразнос. В довершение всего откуда-то из-под капота выбило длинный язык пламени, хишно облизнувший фонарь кабины. Снизу, из-под ножных педалей, в ка-