Техника - молодёжи 1994-07, страница 46

Техника - молодёжи 1994-07, страница 46

Ярослав Мудрый

ок. 978 -1054

76

Всеволод I

1030 -1093

63

Владимир II Мономах

1053-1125

72

Юрии Долгорукии

90-е гг.

60-

XI в -1157

65

Всеволод III

Большое Гнездо

1154-1212

58

Ярослав

1191-1246

56

(отравл.)

Александр Невскии

1220 -1263

43

Даниил

ок.1261 -1303

42

Юрий Данилович

1280 - 1325

45

(убит)

Иван I

80 е гг.

более

Данилович Калита

XIII в - 1340

50

Симеон Иванович

Гордый

1316-1353

37

Иван II

Иванович Красный

1326-1359

33

Дмитрий Донской

1350- 1389

39

На невеселые размышления наводит эта таблица. Начиная с Александра Ярославича, великие князья «московской» ветви Рюриковичей уходят из жизни в среднем в возрасте сорока лет. Причем лишь Иван Данилович умер не своей смертью — пал в Орде от руки Дмитрия, сына Михаила Тверского. (Версия что пр чиной скоропостижного недуга Невского стало его отравление в ставке хана серьезной поддержки не получила )

Трудно сказать, чем вызвана столь ранняя кончина потомков Ярослава Всеволодовича. Связано ли это с болезнями, возможно, наследственными? Или причинои послужило чудовищное перенапряжение сил в условиях коренной ломки прежнего — домонгольского уклада жизни? Гадать не будем. Попробуем решить загадку более простую — уточнить возраст Калиты. Даже приблизительная дата его рождения не установлена. М.Н. Тихомиров считает, что Ивана Даниловича Калиту «смерть застала на шестом десятке лет» . Скончался князь в 1340 г., следовательно, родился в 80-е годы XIII в. Но откуда взялась эта цифра — шестой десяток7 Нетрудно понять логику рассуждении историка. Юрий Данилович появился на свет в 1280 г. Даты рождения его братьев Александра и Бориса неизвестны. Иван был в семье Даниила четвертым, значит, родился никак не раньше 1283 — 1284 гг. А в 1304-м, отбывая в Орду, Юрий оставил младшего брата Ивана вместо себя в Москве. Люди в ту пору взрослели рано, и все же сомнительно, что юному наместнику могло быть менее шестнадцати: вспомним, что именно в таком возрасте Ярослав Всеволодович послал своего сына Александра на княжение в Новгород.

Итак, вероятная дата рождения будущего собирателя Русской земли лежит скорее всего в диапазоне между 1284 и 1288 годами. Возьмем среднее — 1286-й. При этом возможная погрешность составит плюс-минус два

года, что не так уж и много. Но тогда оказывается, что в переломные годы утверждения Московского княжества (1326 — 1328) Ивану Калите было примерно сорок. Возраст зрелости, древнегреческое «акме» (вершина развития, расцвет сил). Выведя израильтян из плена Египетского, именно сорок лет водил их Моисей по пустыне, чтобы успело народиться и стать зрелым поколение, не знавшее неволи. Именно сорок лет, не жалея дани, поддерживала Москва «тишину великую», покуда отдохнувшая от ордынских набегов Русь не выпестовала к концу 70 х войско, победившее на Куликовом поле.

Но для Калиты этот возраст означал и нечто иное. В сорок три скончался дед, Александр, в сорок два — отец, Даниил, в сорок пять — погиб старший брат, Юрий. Сколько судьба отведет ему? И он спешил. Торопился обустроить Москву, дабы стала она подлинной столицей — сильной стенами да купцами, красной церквами да мастерами. Поспешал прибрать к рукам близлежащие землицы, чтобы было что оставить сынам, не деля главное — «отчину свою Москву», которую он передаст перед смертью в совместное владение всех трех, договор о коем они утвердят крестным целованием у гроба отца.

Калита и его наследники тоже сделали свой выбор. В ту пору три политических образования претендовали на роль объединителя Руси: обильная людьми и товарами Тверь; резко усилившееся при Гедемине Великое княжество Литовское и Русское (населенное в основном предками современных белорусов и украинцев) и быстро растущая Москва. Тверь вступила на путь конфронтации с Ордой — и потерпела поражение. Москва до поры до времени сохраняла верность ханам — и победила. Уже при Дмитрии Донском и Ягаиле Русь Литовская, ослабленная междуусобицами, начала было сближение с Московской Русью, но династическая уния полуязыческой, полуправославной Литвы с католической Польшей отсрочила консолидацию древнерусских территорий. Однако не будем забегать вперед.

Провидение оказалось к внуку Александра Ярославича более благосклонно, нежели к деду Но может, он и сам пособил судьбе? Хотя бы тем, что, осознав тяготеющий над его родом рок, озаботился своим здоровьем, помня, что оное — тоже достояние государства, если, конечно, государь достойный. И та набожность, тот благочестивый образ жизни, который вел умудренный годами и грехами князь (не оскудевала пресловутая калита, из которой он самолично раздавал щедрую милостыню)15 — не они ли помогли Ивану Даниловичу продержаться «лишний» десяток лет? И свершить задуманное? Как знать, сколько раз перечитал

московский князь житие святого Александра Невского...

Деду и внуку не довелось встретиться в этой жизни. Самое малое два десятилетия отделяют уход первого от рождения второго. Но духовная связь не прерывается. В том, что нравственный и политический опыт великого предтечи был глубоко освоен и пережит Калитой, сомнений нет: в этом убеждают его свершения и начинания. Конечно, схожие обстоятельства диктуют соответствующее поведение. Но лишь осознанный выбор превращает продиктованное извне (или свыше) в личный акт творения.

Невский не только побил шведов с немцами и замирился с Ордой. Он воспитал внука.

'Балашов Д. М. Младший сын. (Послесловие). М., 1991. С. 579. 2СоловьевС. М. Сочинения. В 18-ти кн. Кн. II. История России с древнейших времен. Т. 3 - 4. М., 1988. С. 151. 3ГумилевЛ. Н. Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). М., 1970. С. 155, 201, 331, 393.

4ХитровМ. Святый благоверный великий князь Александр Я юславич Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. (Ре принтное воспроизведение издания 1893 г.). М„ 1991. С. 141, 142. 5БорисовН. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII — XVII вв. М., 1988. С. 36-39.

'СоловьевС. М. Указ. соч. С. 152, 324.

'ФеннелДж. Кризис средневековой Руси. 1200- 1304. М., 1989. С. 158-161.

'Соловьев С. М. Указ. соч. С. 221 -225.

'ГрековИ.Б ШахмагоновФ.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII — XV веках. М., 1986. С. 118 - 121.

10 История Русской Церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1991. С. 115.

11 Там же. С. 153.

12 К а р а м з и н Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. T.IV. М., 1991. С. 42, 200.

13 Повесть о житии Александра Невского. // Воинские повести Древней Руси. Л., 1985. С. 126.

14 Тихомиров М. Н. Древняя Москва. XII — XV вв.; Средневековая Россия на международных путях. XIV — XV вв. М., 1992. С. 25.

15 Б о р и с о в Н. С. Указ. соч. С. 54.

44